СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета
протокол № 1 от 25.08.2020 г
руководитель методического совета
___________________О.А.Ребец
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
___________________ С.А.Швецова
Приказ № 122 от 26.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКИЙ)
3 КЛАСС
Составитель: Л.П. Бахарева
О.Д. Кулыгина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
городского округа Рефтинский
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработана на
основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (утвержденных приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О
внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»).
2. Примерной программы по русскому языку, внесённой в реестр примерных основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1).
3. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №15» городского округа Рефтинский.
4. Дополнений к основной образовательной программе начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» городского округа Рефтинский (Приказ №72-О от 20.04.2015 г.).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год».
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.11.2009 №373».
7. Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017 года № 02-01-81/9784 «О соблюдении
требований ФГОС в части изучения родного языка».
8. Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 11.12.2017 года № 02-01-81/10860 «О направлении
методических рекомендаций».
9. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Рабочая программа по русскому языку разработана для учебно-методического комплекта «Школа России».
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является
для учащихся уровня начального образования основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Цели программы:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
развитие мотивации к активному овладению культурой пользования словарями и другими источниками информации;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и
письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у учащихся первоначальных представлений о системе и структуре русского, а также
способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию учащихся в целях, задачах, средствах и значении
различных видов речевой деятельности. Содержание предмета «Русский язык» представлено в программе как совокупность понятий, правил,
сведений, взаимодействующих между собой.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учащимся творческой
работы.
При изучении русского языка осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация,
переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Учащиеся будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка); осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активную познавательную
деятельность, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
На изучение русского языка в 3 классе отводится – 34 часа в течение учебного года (1 час в неделю, 34 учебные недели). Настоящая рабочая
программа учитывает возрастные особенности учащихся класса. Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе.
Ценностные ориентиры курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком
Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся уровня начального общего образования формируется позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются
показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка
и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного
решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения
по другим школьным предметам.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы;
овладение начальным уровнем культуры пользования словарями в системе УУД.
Предметными результатами изучения русского языка является сформированность следующих умений:
o овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета;
o умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов;
o умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова,
часть речи, член предложения;
o способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание уровня начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся
в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и
твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на
слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и
ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита:
правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном
значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».различение однокоренных слов и различение слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение
опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблен существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1-му, 2 и 3-ему склонению. Морфологический разбор
имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, падежам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам и временам.
Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Местоимение.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений. союзы и, а, но, их роль
в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных
членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых
вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а. но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа и в глаголах в сочетании –ться;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания в предложении с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).Текст. Последовательность
предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа
над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Плен текста. Составление планов к данным
текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с
жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности. Правильности, богатства и
выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений.
Тематическое планирование изучения учебного материала по родному русскому языку
№
Тема урока
Тип
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
ЦОР
Дата
урока
1
Овладение
нормами речевого
этикета в
ситуациях
учебного и
бытового
общения
2
Различение
предложения
3
Различение
главных и
второстепенных
членов
предложения
4
Наблюдение за
использованием в
речи синонимов и
антонимов
Предметные
результаты
Метапредметные
Личностные УУД
УУД
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – 1 ч.
Знание:
научится
Регулятивные: ставить новые учебные
различать виды речи
Адекватная
задачи в сотрудничестве с учителем,
ПостаУмение:
анализировать
мотивация, принятие
ориентация в тетради (широкая строка).
новочвысказывания о русском
образа
«хорошего
Познавательные: использовать общие
ный
языке
ученика»
приемы решения задач.
Навык:
формировать
Коммуникативные задавать вопросы.
навык общения
СИНТАКСИС –2 ч.
Знание:
научится Регулятивные:
контролировать
и
правильно
оформлять оценивать
процесс
и
результат Адекватная
предложение на письме. деятельности.
Познавательные: мотивация,
Решение Умение:
отделять в использовать
знаково-символические осознание
учебной устной
речи
одно средства и применять знания, умения и ответственности,
задачи
предложение от другого
навыки.
адаптация поведения
Навык:
оформление Коммуникативные
уметь
просить в
детском
предложений
в помощи, обращаться за помощью, коллективе.
диалогической речи
задавать вопросы
Знание:
научится Регулятивные:
применять
устанавливать связь слов в установленные правила в планировании
Самоопределение
предложении.
способа решения.
позиции школьника
ПостаУмение:
находить Познавательные:
осознанно
и
на
основе
новочный грамматическую основу произвольно строить свои сообщения
положительного
предложения.
Коммуникативные:
адекватно
отношения к школе.
Навык:
соотнесение использовать речь для планирования и
предложений со схемой
регуляции своей деятельности.
ЛЕКСИКА – 1 ч., МОРФОЛОГИЯ - 1 ч., ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ – 1 ч.
Регулятивные: применять установленЗнание:
научится ные правила в планировании способа
распознавать
в
речи решения;
Готовность следовать
Решение синонимы и антонимы Познавательные:
осознанно
и
нормам
учебной Умение:
подбирать произвольно строить свои сообщения,
здоровьесберегающег
задачи
необходимые слова
анализировать информацию;
о поведения.
Навык:
работа
со Коммуникативные: уметь обращаться за
словарем,
помощью, задавать вопросы, строить
понятные для партнёра высказывания.
Презент.
Презент.
Эл. прил.
Эл. прил
5
6
Части речи.
Числительное
Различение
гласных и
согласных звуков
и букв
Знание:
научится
определять
имена
числительные
по
обобщенному
лексическому значению
Умение:
Объяснить
значение
имен
прилагательных в речи
Навык запись по памяти
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями
её
реализации.
Познавательные: учить самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель, контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
адекватно
использовать речь для планирования и
регуляции своего действия.
Мотивация учебной
деятельности,
готовность следовать
нормам
природоохранного
нерасточительного
здоровьесберегающег
о поведения.
Знание: различать слово и
слог, букву и звук
Умение:
правильно
Урок
определять
количество
закреплен слогов в словах
ия
Навык:
определение
буквы для обозначения
безударного
гласного
звука в словах.
Регулятивные: развивать эстетические
потребности, ценности и чувства.
Познавательные:: контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные: строить понятные
для партнёра высказывания, умение
слушать собеседника.
Мотивация учебной
деятельности,
принятие
образа
«хорошего ученика»,
Эл. прил
концентрация
воли
для
преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Решение
учебной
задачи.
7
Выделение корня
в словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
Урок
развития
речи
Знание:
чередование
согласных в корне
Умение:
одинаково
писать
гласные
и
согласные
в
корне
однокоренных слов
Навык:
подбирать
примеры однокоренных
слов
8
Выделение
окончания в
словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
Применение
новых
знаний,
умений и
навыков
Знание формулирование
определения окончания,
умение
выделять
окончание,
нулевое
окончание
Умение нахождение в
слове окончания
МОРФЕМИКА -4 ч.
Регулятивные: узнавать, называть и
определять
объекты
и
явления
окружающей
действительности
в
соответствии с содержанием учебных
предметов. Познавательные: осознанно
и правильно строить сообщения в
устной и письменной форме.
Коммуникативные: выполнять учебные
действия
в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой
и
умственной формах.
Регулятивные: узнавать, называть и
определять
объекты
и
явления
окружающей
действительности
в
соответствии с содержанием учебных
предметов.
Познавательные:
использовать
знаково-символические
средства Коммуникативные: адекватно
Формирование
этических
чувств,
прежде
всего
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Формирование
этических
чувств,
прежде
всего
доброжелательности и Эл. прил
эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Навык:
составление использовать речь для планирования и
предложений из слов
регуляции своей деятельности.
9
Представление о
значении
приставок.
Соблюдение
правил речевого
общения в классе.
Применение
новых
знаний,
умений и
навыков
Знание
значение
приставок в слове
Умение
распознавание
приставок
в
словах;
применять
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий;
Навык:
образование новых слов
при помощи приставок
Знание
слова
с
непроверяемым написанием Умение проводить
разбор слов по составу,
пользуясь Памяткой.
Навык
формирование
навыка
моделирования
слов
10
Разбор слова по
составу
Применение
новых
знаний,
умений и
навыков
11
Проверяемые
безударные
гласные в корне
слова
Применение новых
знаний,
умений и
навыков
Регулятивные:
анализ и передача
информации устным и письменным
способами.
Предлагать помощь и
Познавательные:
ставить
и
Эл. прил
сотрудничество.
формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью.
Регулятивные:
применять
установленные правила в планировании
способа
решения,
предвосхищать
результат. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в
том числе модели и схемы для решения
задач. Коммуникативные: определять
общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ – 7 ч.
Знание: определять в Регулятивные:
применять
словах наличие изученных установленные правила в планировании
и изучаемых орфограмм
способа решения;
Умение: формирование Познавательные: ориентироваться в
умения ставить перед разнообразии способов решения задач;
собой орфографическую передача информации устным и
задачу, определять пути ее письменным способами;
решения Навык: подбор Коммуникативные: определять цели,
проверочных
слов, функции
участников,
способов
ударение в слове.
взаимодействия.
Экологическая
культура: ценностное
отношение
к
природному
миру,
Эл. прил
самостоятельность и
личная
ответственность
за
свои поступки.
Гуманистическое
сознание
Эл.прил.
12
13
14
Проверяемые и
непроверяемые
безударные
гласные в корне
слова
Непроверяемые
согласные в
корне слова
Гласные и
согласные в
неизменяемых
на письме
приставках
Урок
применения новых
знаний,
умений и
навыков
знаний
Урок
развития
речи.
Урок
применени
я новых
знаний,
умений и
навыков
Знаниенаходить
и
отмечать
в
словах
изучаемую орфограмму.
Умение:
обозначение
буквой
безу-дарного
гласного вкорне слова,
составление текста из
деформированныхпредложений. Навык: объяснять
и доказывать правильность
выполнения
заданного,
обсуждать
алгоритм
действия
в
практической
деятельности
Знание
обозначение
буквой непроизносимого
согласного
в слове.
Умение
формирование
умения соотносить букву,
обозначающую непроизносимый согласный звук в
проверяемом слове и эту
же букву в проверочном
слове. Навык: Работа со
словарем
Знание: научатся написанию приставок, оканчивающихся на парный по
глухости-звонкости
согласный.
Умение:
выполнять
звукобуквенный
анализ
слов, выделять в словах
приставки,
понимать
значения,
вносимые
приставками в слово.
Навык: демонстрировать
понимание
звуко-
Регулятивные:
применять
установленные правила в планировании
способа
решения;
адекватно
воспринимать предложение учителя и
товарищей
по
исправлению
допущенных ошибок;
Познавательные: рефлексия способов и
условий действий; анализ информации;
Коммуникативные:
аргументировать
свою позицию и координировать её с
позициями партнёров
Принятие
образа
«хорошего ученика»
Оценка,
учёт
позиции
собеседника
(партнера),
организация
и Эл.прил.
осуществление
сотрудничества
кооперация
с
учителем
и
сверстниками
Регулятивные: осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату;
Познавательные: использовать общие
приёмы
решения
задач,
анализ
информации.
Коммуникативные: определять общую
цель и пути её достижения, строить
монологическое высказывание.
Чувства
сопричастности
и
гордости
за
свой
родной край и его
историю.
Регулятивные: ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем,
сличать способ действия и его результат
с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталона.
Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности. Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных и познавательных
задач.
Внутренняя позиция
школьника на основе
положительного
отношения к школе,
адекватно
Эл.прил.
воспринимать
предложения
учителей, товарищей
по
исправлению
допущенных ошибок.
-
15
Раздельное
написание
предлогов со
словами
Урок
применени
я новых
знаний,
умений и
навыков
Применение
правил
написания в
словах
разделительного
твердого и
мягкого знаков
Урок
применени
я новых
знаний,
умений и
навыков
17
Частица не с
глаголами, её
значение
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний,
умений и
навыков
18
Имя
существительное.
Урок
примене-
16
буквенных соотношений,
различать и использовать
на письме изученные
буквы.
Знание: научатся писать
Регулятивные:
контролировать
и
слова
приставками и
оценивать
процесс
и
результат
предлогами.
Умение:
деятельности.
различать
на
слух
Познавательные: использовать знаковоприставки и предлоги,
символические средства и применять
умение находить их в
знания, умения и навыки.
тексте.
Навык:
Коммуникативные:
уметь
просить
составление
из
слов
помощи, обращаться за помощью,
предложений,
из
задавать вопросы.
предложений текста.
Знание: научатся писать
слова с разделительным
твердым
знаком, Регулятивные:
формулировать
и
сопоставлять с раздели- удерживать учебную задачу.
тельным мягким знаком. Познавательные: рефлексия способов и
Умение: анализировать и условий действий, - контролировать и
записывать
слова с оценивать
процесс
и
результат
изученными правилами. деятельности.
Навык: демонстрировать Коммуникативные:
формулировать
понимание
звуко- собственное мнение и позицию, строить
буквенных соотношений, монологическое высказывание.
различать и использовать
на письме.
Знания:
раздельное Регулятивные: сличать способ действия
написание частицы не с и его результат с заданным эталоном с
глаголами
Умения: целью обнаружения отклонений и
правильно писать слова с отличий от эталона. Познавательные:
приставками, предлогами. контролировать и оценивать процесс и
Навыки: тема, название результат
деятельности.
стихотворения,
Коммуникативные:
проявлять
постановка вопросов к активность для решения коммуникаглаголам
тивных и познавательных задач.
МОРФОЛОГИЯ - 13 ч.
Знание: воспроизведение Регулятивные:
формулировать
и
знаний
об
имени удерживать учебную задачу; применять
Участвовать
в
совместной
работе,
обосновывать
свою
точку
зрения,
выслушивать
одноклассников,
не
создавать конфликтов
и находить выходы из
спорных ситуаций.
-
Ценностное
отношение
к
природному
миру,
готовность следовать
нормам
природоохранного
Эл.прил.
поведения.
Участвовать
в
совместной
работе,
обосновывать
свою
точку зрения.
Выслушивать
одноклассников,
не
Эл.прил.
создавать конфликтов
Ценностное
отношение
к
Эл.прил.
Значение и
употребление в
речи
19
20
ния
новых
знаний,
умений и
навыков
Различение имен
существительных
мужского,
женского и
среднего рода
Урок
применения
новых
знаний,
умений и
навыков
Изменение
существительных
по падежам
Урок
применения
новых
знаний,
умений и
навыков
существительном
как
части речи, анализ и
синтез
определения.
Умение:
подбирать
примеры
имен
существительным
по
родовым
признакам.
Навык:
определение
лексического
значения
многозначных
слов,
распознавание
имен
существительных среди
однокоренных слов
Знание
работа
с
непроверяемыми
орфограмммами
в
словах.
Умение: определять роль
мягкого знака в слове,
правильно
записывать
имена существительные с
шипящим
на
конце.
Навык: написание слов с
изученными
орфограммами
Знание: изменение имен
существительных
по
вопросам
(падежам),
запоминание
падежей.
Умение выделять словосочетания с заданным
словом,
анализировать
таблицу
учебника.
Навык: написание слов с
изученными орфограмммами,
контролировать
этапы своей работы
установленные правила;
Познавательные: использовать знаковосимволические средства;
Коммуникативные:
аргументировать
свою позицию и координировать её с
позициями партнеров.
природному
миру,
готовность следовать
нормам
природоохранного
поведения.
Регулятивные: составлять план и
последовательность
действий
и
предвосхищать результат;
Познавательные:
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель, контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности;
Коммуникативные: задавать вопросы,
формулировать собственное мнение и
позицию.
Ценностное
отношение
к
природному
миру,
готовность следовать
нормам
природоохранного
поведения.
Регулятивные:
формулировать
и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: рефлексия способов и
условий действий, контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, строить
монологическое высказывание.
Этические
чувства,
прежде
всего
доброжелательность и
Эл.прил.
эмоциональнонравственная
отзывчивость.
21
22
23
Изменение
существительных
по падежам.
Дательный
падеж имен
существительных
Приобретение
навыков
клавиатурного
письма при
определении
падежа, в котором
употребляется
имя
существительное
Различение
падежных и
смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Предложный
падеж имен
существительных
24
Имя
прилагательное.
Значение и
употребление в
Урок
применения
новых
знаний,
умений и
навыков
Урок
применения
новых
знаний,
умений и
навыков
Урок
развития
речи
Урок
развития
речи
Знание: признаки имен
существительных
в
дательном
падеже,
вопросы,
предлоги.
Умение определять имена
существительные
в
дательном
падеже
в
словосочетании
и
предложении.
Навык:
написание
слов
с
изученными
орфограммами
Знание:
распознавание
падежей имен существительных по вопросам,
предлогам.
Умение
распознавать
внешне
сходные падежные формы
по вопросам
дополнительным
словам,
соотнесение признаков с
определенным падежом.
Навык:
составление
предложений, использование схем
Знание: признаки имен
существительных
в
предложном падеже, предлоги, вопросы. Умение.
Распознавать
имена
существительные
в
предложном
падеже.
Навык
:составление
предложений, работа по
алгоритму.
Знание: признаки имен
прилагательных
Умение: распознавание
имен прилагательных в
Регулятивные:
формулировать
и
удерживать учебную задачу; применять
установленные правила;
Познавательные: использовать знаковосимволические средства;
Коммуникативные: анализ информации,
аргументировать свою позицию и
координировать
её с позициями
партнеров.
Внутренняя позиция
школьника на основе
положительного
отношения к школе;
Эл.прил.
осознание
ответственности
человека за общее
благополучие.
Регулятивные: ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем,
сличать способ действия и его результат
с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталона. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные:
проявлять
активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных и познавательных
задач.
Стремление
к
познанию нового,
Самооценка на основе
Эл.прил.
критериев
успешности учебной
деятельности.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей;
преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
Познавательные:
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
задач;
Коммуникативные:
проявлять
активность
во
взаимодействии
коммуникативных и познавательных
задач.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей;
преобразовывать практическую задачу в
познавательную.
Познавательные:
Участвовать
в
совместной
работе,
обосновывать
свою
точку
зрения,
выслушивать
Эл.прил.
одноклассников,
не
создавать конфликтов
и находить выходы из
спорных ситуаций.
Участвовать
в
совместной
работе,
Эл.прил.
обосновывать
свою
точку
зрения,
речи
25
26
27
Групповая работа
с толковым
словарём по теме
«Значение и
употребление
имён
прилагательных в
речи».
Изменение
прилагательных
по родам
Изменение
прилагательных
по числам
тексте
среди
других
частей
речи
Навык:
обогащение
словарного
запаса,
различать
лексические
значения
слов, подбирать к ним
синонимы, устанавливать
связь имен существительных с именами прилагательными.
Знание:
правописание
имен
прилагательных,
Урок
входящих в собственные
обобще- названия Умение: распозния и
навать
синтаксическую
системати роль имен прилагательзации
ных
в
предложении.
знаний,
Навык:
составление
умений и словосочетаний
имен
навыков прилагательных
с
именами
существительными
Знание как определить
род имен прилагательных
Урок
в единственном числе.
примене- Умение
установить
ния
зависимость рода имени
новых
прилагательного от рода
знаний,
имени существительного
умений и Навык:
работа
с
навыков таблицами
учебника,
составление и запись
словосочетаний
Урок
Знания:
определять
примене- форму
числа
имени
ния
прилагательного.
новых
Умения:
правильно
знаний,
писать родовые окончания
умений и имен
прилагательных,
использовать общие приёмы решения
задач, контролировать
и оценивать
процесс
и
результат
действия.
Коммуникативные: определять общую
цель
и
пути
её
достижения,
осуществлять
взаимный
контроль,
ставить и задавать вопросы.
целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве
и
разнообразии
природы.
Регулятивные:
формулировать
и
удерживать учебную задачу; применять
установленные правила;
Познавательные: использовать знаковосимволические средства;
Коммуникативные: анализ информации,
аргументировать свою позицию и
координировать
её с позициями
партнеров.
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
проявлять активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные: сличать способ действия
и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона. Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и
результат
деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Участвовать в
совместной работе,
выслушивать
одноклассников, не
создавать конфликтов
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
адекватно
Стремление к
познанию нового,
самооценка на основе
критериев
успешности учебной
деятельности.
Эл.прил.
навыков
28
Морфологический
разбор имён
прилагательных
Усвоение
новых
знаний
29
Личные
местоимения.
Значение и
употребление в
речи
Урок
применения
новых
знаний,
умений и
навыков
30
Глагол. Значение
и употребление в
речи
Урок
развития
речи
изменять
имен использовать речь для планирования и
прилагательные
по регуляции
своего
действия,
числам.
Навыки: формулировать свои затруднения.
составление и запись
предложений
Знания:
пользование
памяткой
при
Регулятивные: составлять план и
выполнении работы над
последовательность
действий, Проявлять активность
ошибками.
Умения:
использовать установленные правила
во взаимодействии
исправлять
ошибки,
Познавательные: ориентироваться в
для решения
классифицировать
их,
Эл.прил.
разнообразии способов решения задач.
коммуникативных и
подбирать проверочные
Коммуникативные: определять общую познавательных задач.
слова. Навыки: умение
цель и пути её достижения
контролировать
свою
деятельность, проверка
Знания:
лексические
Регулятивные: выбирать действия в
значения в распознавании
соответствии с поставленной задачей и
и определении местоимеусловиями
её
реализации.
ний Умения: работать с
Познавательные: учить самостоятельно
таблицей
личных
выделять
и
формулировать
местоимений, замена имен
Выслушивать
познавательную цель, контролировать и
Эл.прил.
существительных
одноклассников, не
оценивать
процесс
и
результат
местоимениями. Навыки:
создавать конфликтов
деятельности.
Коммуникативные:
работа со стихотвореадекватно использовать речь для
ниями, определение вида
планирования и регуляции своего
предложений по цели
действия,
формулировать
свои
высказывания
и
затруднения.
интонации
Знания:
формирование Регулятивные: сличать способ действия
знаний о глаголе как части и его результат с заданным эталоном с
речи.
Умения: целью обнаружения отклонений и
Самооценка на основе
распознавать
глаголы отличий от эталона. Познавательные:
критериев
среди других частей речи, контролировать и оценивать процесс и
успешности учебной
функции глаголов.
результат деятельности. Коммуникадеятельности
Навыки:
лексическое тивные: проявлять активность для
значение слов, подбор решения
коммуникативных
и
пословиц
познавательных задач.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – 4 ч.
Типы текстов.
Сравнительное
описание.
31
Составление
объявления
описательного
характера
32
Части речи.
Деление частей
речи на
самостоятельные
и служебные
33
Приобретение
опыта
клавиатурного
письма на ПК.
Применение
правил
правописания
безударных
гласных в корне
слова
34
Сочинение рассуждение на
тему «Почему я
жду летних
каникул»
Урок
применения новых
знаний,
умений и
навыков
Урок
применения новых
знаний,
умений и
навыков
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний,
умений и
навыков
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний,
Знания:
определения
текста
сравнительного
описания
Умения:
подбор имен прилагательных, противоположных по
смыслу, умения писать
окончания
имен
прилагательных, составление текста, редактирование объявлений Навыки: написание текста с
пропущенными
орфограммами, контроль за
деятельностью
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями
её
реализации.
Познавательные: учить самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель, контролировать и Находить выходы из
Эл.прил.
оценивать
процесс
и
результат спорных ситуаций
деятельности.
Коммуникативные:
адекватно
использовать речь для планирования и
регуляции
своего
действия,
формулировать свои затруднения.
Находить в справочниках, ответы на
интересующие вопросы; делать выводы
Распознает части речи, на основе обобщения знаний;
определяет
их пробовать
самостоятельно
лексическое значение
перестраивать
известный
способ
действия.
Определяет
слове
орфограмм
Регулятивные: сличать способ действия
и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и
наличие в отличий от эталона. Познавательные:
изученных контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность для решения
коммуникативных и познавательных
задач.
Подробно излагать текст,
находить нужную
орфограмму при письме
Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу.
Освоение
личностного смысла учения;
желания продолжать
свою учебу. СоблюЭл.прил.
дать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета
и
правила
устного
общения.
Освоение
личностного смысла
учения;
желания
продолжать
свою
учебу.
Соблюдать
в
повседневной жизни
нормы
речевого
этикета и правила
устного общения.
Подробно излагать
текст, находить
нужную орфограмму
на допущенную
ошибку при письме
умений и
навыков
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения русского языка в третьем классе учащиеся научатся:
знать / понимать:
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);
признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв е, ё, ю, я;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
уметь:
различать буквы и звуки;
анализировать - кратко характеризовать, различать и сравнивать:
звуки речи и буквы, их обозначающие; сильное и слабое положение звуков в слове;
анализировать состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;
различать однокоренные слова и формы слов;
различать предлоги и приставки;
различать лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного
местоимения, наречия);
словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения;
различать сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации
(эмоциональной окраске);
различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором
однокоренных слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудио-записей и др.);
активное овладение культурой пользования словарями и другими источниками информации;
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и
описания;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;
разборчивого и аккуратного списывания (70-90 слов) и письма под диктовку текстов (75-85 слов) с изученными орфограммами и
пунктограммами (знаками препинаниями).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться
психологические возможности учащегося, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность его эмоциональных
реакций. Диагностические и стандартизированные работы оцениваются в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому
языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов
обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза
в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы
программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить,
например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и другие. В этом случае для обеспечения самостоятельности
учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки
знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых
стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие,
контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце учебного года проводится итоговая комплексная работа на предметной
основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:
способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных
и информационных умений.
Примерное количество слов:
- для словарных диктантов 10-12;
- для контрольных диктантов: первое полугодие – 45-50, конец года - 55-60;
- для изложений: первое полугодие – примерно 50-55 слов, конец года – 55-65 слов.
Самооценка и самоконтроль определение учащимся границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета и не допускает сравнения их с результатами других учащихся.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Требования к оцениванию высказываний и речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме оценивается, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое
оформление. Учитель положительно оценивает любую удачу учащегося, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы
содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учащимся изученного материала.
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение;
- открытый ответ;
- краткий ответ;
- выбор ответа;
- самооценка.
Учащиеся должны уметь:
•давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста;
•отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации:
•оформлять любые письменные высказывания с соблюдением изученных орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и постановка ударений;
2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, уместным использованием эмоционально окрашенных
средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно
относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее. Организация и контроль над
всеми видами письменных работ осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Основными видами классных и письменных работ учащихся являются обучающие работы.
Текущие проверочные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определено с
учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проверки текущих
контрольных работ учитель отводит весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце года.
Мини-сочинения, проекты, ответы на вопросы проверяются учителем либо у всех учащихся, либо индивидуально, либо по желанию учащихся.
Презентация творческих работ осуществляется учащимися на специальных уроках перед всеми одноклассниками.
Порядок ведения тетрадей учащимися на печатной основе, предусмотренных УМК:
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
1. Писать аккуратным разборчивым почерком.
2. Своевременно выполнять обязательную часть заданий; и по желанию – дополнительные задания.
В проверяемых работах учитель корректно отмечает и исправляет допущенные ошибки.
Критерии и нормы оценки учащихся
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность
раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6
ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положений.
При выполнении письменных работ вводится оценка «за общее впечатление от работы».
Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота,
оформленность и т.д.). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь учитель выставляет две отметки
(например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).
Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
- в работе имеется не более 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные
строки.
Оценка письменных работ по родному русскому языку.
Оценки за диктант:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, учащийся дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»)
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, учащийся написал букву «т» вместо «д» в
слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»)
Классификация ошибок:
«V» –правильность построения предложений, пунктуационные ошибки.
«Z» – выделение частей, соблюдение красной строки.
«Сл.» – точность употребления слов.
«/» – орфографические ошибки.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильностьее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют
на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также
не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель
принимает во внимание каллиграфический навык.
Грамматические задания.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценка выполнения грамматических заданий:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» – правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» – правильно выполнено менее ½ заданий.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценка за контрольное списывание:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – за работу, в которой 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – в работе 3 и более ошибок.
Словарный диктант.
Словарные диктанты проводятся с целью проверки правописания слов с непроверяемыми написаниями.
Оценки за словарный диктант:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка.
«3» – 2 ошибки.
«2» – 3 ошибки.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Оценка тестовых заданий:
«5» – верно выполнено более ¾ заданий;
«4» – верно выполнено ¾ заданий;
«3» – верно выполнено ½ заданий;
«2» – верно выполнено менее ½ заданий.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Печатные пособия:
Для учащихся:
«Русский язык» 3 класс. Учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность с приложением на электронном носителе. В 2
ч./ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.- (Школа России).
Для учителя:
Русский язык / В.П. Канакина (и д.р.) // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей организаций,
осуществляющих образовательную деятельность / С.В. Анащенкова (и д.р.). – М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей организаций, осуществляющих
образовательную деятельность / В.П. Канакина, Г.Н. Манасова. – М.: Просвещение, 2013 – (Школа России).
Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс: к учебному комплекту В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык, 3 класс» / О.Н.
Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 - (Серия «Учебно-методический комплект»).
Русский язык. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого/ авт.-сост. Е.В Кислякова. – Волгоград:
Учитель, 2014.
«Контрольные работы по русскому языку. 3 класс» / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 - (Серия «Учебно-методический
комплект»).
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: НП «Телешкола», ОАО «Издательство
«Просвещение», 2013). (CD).
Наглядные пособия:
1). Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по родному русскому языку.
2). Наборы предметных (сюжетных) картинок.
3). Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.
Материально-технические средства:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок;
- компьютерная техника; интерактивная доска; видеопроектор.