Учебный план начального общего образования МБОУ «СОШ № 15» (1-4 классы) на 2020-2021 учебный год Пояснительная записка к Учебному плану начального общего образования (1-4 классы) (ФГОС НОО) Учебный план МБОУ «СОШ № 15», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является нормативно-правовым документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при 5-дневной учебной неделе (1-4 классы), определяет состав учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. 1. Нормативные основания составления Учебного плана. Учебный план разработан в преемственности с Учебным планом 2018-2019 учебного года, в соответствии с нормативно- правовыми документами: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании вСвердловской области»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785); Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.05.2015 № 02-01-82/4130 «Об изучении предметных областей» Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Письма Министерства общего и профессионального образования «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784; Министерства общего и профессионального образования «О направлении методических рекомендаций» от 11.12.2017г. № 02-0181/10860; Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 06.12.2017 № 08-2595; Основная образовательная программы НОО МБОУ «СОШ № 15» ФГОС; Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год. В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми документами Учебный план является нормативно-правовой основой МБОУ «СОШ № 15», который разрабатывается самостоятельно и относится к исключительной компетенции образовательной организации. Учебный план составлен с учетом результатов анкетирования, проведенного среди участников образовательного процесса, с учетом кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения МБОУ «СОШ № 15». 2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана. 2.1. Начальное общее образование – является базой, фундаментом всего последующего обучения. Это новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательной организации, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Особенностью начального общего образования является то, что дети приходят в образовательную организацию с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Основные подходы к формированию и составлению Учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности МБОУ «СОШ № 15». Учебный план обеспечивает решение важнейших целей современного начального общего образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся; • приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; • готовность к продолжению основного общего образования; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. При реализации Учебного плана начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения: • закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, учебных целей, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; • формируются универсальные учебные действия; • формируются основы нравственного поведения. Цель и задачи Учебного плана Цель: создание условий для реализации прав граждан РФ на образование. Задачи: 1. Обеспечить базовое образование учащимся МБОУ «СОШ № 15» через реализацию обязательной части Учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. 2. Создать условия для овладения обучающимися требованиями ФГОС НОО. 3. Сформировать универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 4. Сформировать ИКТ - компетентность обучающихся. 5. Расширять знания, кругозор и эрудицию обучающихся через возможности факультативов и различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии). Таким образом, реализуются основные задачи концепции модернизации российского образования – повышение доступности, качества и эффективности образования. Главным условием решения этих задач является выполнение ФГОС НОО. 3. Характеристика структуры Учебного плана. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками обра- зовательных отношений. Обязательная часть Учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 15», определяет время, отводимое на изучение содержания образования. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, будет использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: математика– во 2 и 4-х классах, в 1 и 3-х классах за счет данных часов идет реализация курса: «Русская родная литература». В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Начальное общее образование Обязательная часть Учебного плана: Русский язык и литературное чтение. Предметная область включает два учебных предмета: Русский язык, Литературное чтение. Основной задачей реализации предметной области является формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество. Основная цель изучения Литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором. Родной язык и литературное чтение на родном языке. Изучение данной предметной области обеспечивает: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе, как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предмет «Русский родной язык» изучается в 2020-2021 учебном году в 1-4 классах по 1 часу в неделю. Предмет «Литературное чтение на родном русском языке» изучается во 2-4 классах по 1 часу в неделю. Иностранный язык. Изучение предметной области направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке, первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного. Основная цель изучения Иностранного языка – формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитие речевых способностей, внимания, мышления, памяти ивоображенияу младшего школьника; способствует мотивации кдальнейшему овладению иностранным языком. Математика и информатика. Предметная область направлена на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предметная область реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.). Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Содержание предметной области направлено на формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасногоповедения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает наличие сформированности универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных). Основы религиозных культур и светской этики. Основная задача предметной области– воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественныхтрадиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Предметнаяобласть реализуется с помощью учебного предмета «Основы религиозных культур и светскойэтики». Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» являетсякультурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений онравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских культур, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Обучающимся на выбор предлагается изучение одного из модулей: православной, исламской, буддийской, иудейской или сразу всех мировых религиозных культур, а так же светской этики. Выбор модуля по этому предмету зависит от пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Искусство. Содержание предметной области направлено на развитие способностей к художественному, эмоционально-ценностному восприятию произведенийизобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественнообразного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка. Технология. Содержание предметной области направлено на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практическойпреобразовательной деятельности. Предметная область представлена учебным предметом Технология. Основная цель его изучения – формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия – планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационно-коммуникативных технологий. Физическая культура. Содержание предметной области направлено на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни. Предметная область реализуется предметом Физическая культура. Основная цель его изучения – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни. 4. Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Достижение результатов образования, предъявляемых ФГОС НОО в значительной степени достигается благодаря эффективной системе учебников. Такой системой учебников являетсяУМК «Школа России» издательства «Просвещение», используемых в МБОУ «СОШ № 15». Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС – «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». Позиционировать систему учебников «Школа России» как ядро современной информационнообразовательной среды для начальной школы, прежде всего, позволяет то, что данное ядро имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным областям учебного плана ФГОС . Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-КОМ диски и др.), интернет-поддержкой и пр. Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы – специально разработанная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС. Обязательная часть Учебного плана обеспечена рабочими программами по учебным предметам, составленными на основе примерных образовательных программ по учебным предметам, обеспечивающим реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы педагогов рассмотрены на методическом совете МБОУ «СОШ № 15» и утверждены приказом директора. 5. Характеристика реализуемых в образовательной организации образовательных программ в соответствии с лицензией. Форма организации образовательного процесса. Тип - общеобразовательное учреждение Структура классов– общеобразовательные.Форма освоения - очная Базовый уровень обучения Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования – 4 года. Продолжительность учебного года: • в 1-ых классах – 33 учебные недели; • во 2- 4-х классах – 34 учебные недели; Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1-ых классов устанавливаются в течение года (во втором триместре) дополнительные недельные каникулы – в феврале (7 дней). Продолжительность урока (академический час): для обучающихся 1-ых классов используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре -по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, пятый урок- физическая культура; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый, пятый урок- физическая культура); обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; для обучающихся 2-4 классов длительность урока–45 минут; в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Продолжительность учебной недели – 5 дней для обучающихся 1-4-х классов, продолжительность перемен: минимальная – 15 минут. В МБОУ «СОШ № 15» образовательная деятельность выстроена по триместровой системе. Максимальный объѐм домашнего задания во 2- 4 классах (соответствует требованиям, предъявляемым СанПиН) Таблица 1 Классы Допустимые пределы времени 1 2-3 1,5 часа 4 2 часа Максимально допустимая недельная нагрузка: Таблица 2 Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, в часах 1 2-4 21 23 Учебный план 2020-2021 учебного года полностью выдерживает максимальную допустимую недельную нагрузку, соответствующую режиму работы. Занятия осуществляются в одну смену. В Учебном плане представлено годовое и недельное распределение часов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО) (годовой) на 2020-2021учебный год (пятидневная учебная неделя) 1а,1б Обязательная часть 2а,2б 3а, 3б 4а,4б Всего по уровню (неделя/ год) Русский язык 4/132 3/102 4/136 3/102 28/944 Литературное чтение 4/132 3/102 3/102 2/68 24/808 1/33 1/34 1/34 1/34 8/270 Родной язык и литературное чтение на родном языке Русский родной язык Литературное чтение на русском родном языке - 1/34 1/34 1/34 6/204 Иностранный язык Иностранный язык – 2/68 2/68 2/68 12/408 Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 32/1080 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка 2/66 2/68 2/68 2/68 16/540 – – – 1/34 2/68 1/33 1/34 1/34 1/34 8/270 Изобразительное искусство 1/33 1/34 1/34 1/34 8/270 Технология Физическая культура 1/33 1/34 1/34 1/34 8/270 3/99 3/102 3/102 3/102 24/810 21/693 22/748 23/782 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика 1/34 Итого 1/34 Максимально допустимая недельная нагрузка 21/693 23/782 23/782 22/748 176/5942 1/34 1/34 23/782 2/68 2/68 180/6078 Предметные области Русский язык и литературное чтение Искусство Технология Физическая культура Итого Количество часов в неделю для каждого класса Учебные предметы Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)