Учебный план основного общего образования

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(5-9 КЛАССЫ),
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
к Учебному плану основного общего образования (5-9 классы),
реализующий федеральный государственный образовательный стандарт
(2020-2021 учебный год)
Учебный план МБОУ «СОШ № 15», реализующий основную образовательную программу основного общего образования, является нормативно-правовым документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС
ООО), фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при 5-дневной учебной неделе (59 классы), определяет состав учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
1. Нормативные основания составления Учебного плана.
Учебный план разработан в преемственности с Учебным планом 2019-2020 учебного года, в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. №
МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8
апреля 2015 года № 1/15;
• Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31.01.2018 №
2/18;

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О
федеральном перечне учебников»;
• Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
27.05.2015 № 02-01-82/4130 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
• Основная образовательная программы ООО МБОУ «СОШ № 15» (ФГОС);
• Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год;
• Устав МБОУ«СОШ №15».
Учебный план является нормативно-правовой основой МБОУ«СОШ №15», который разрабатывается
самостоятельно и относится к исключительной компетенции образовательной организации.
Учебный план составлен с учетом результатов анкетирования, проведенного среди участников образовательного процесса, с учетом кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения МБОУ «СОШ №15».
2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана.
Основное общее образование — является базой для подготовки завершения общего образования,
необходимым этапом для перехода к профильному обучению, к профессиональной ориентации и начальному профессиональному образованию, целями которого является создание условий для становления и
формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка, освоившего программу начального общего образования, на котором
расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает
потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся, формирование
нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности,
к развитию творческих способностей. Таким образом, учебная деятельность на уровне основного общего
образования приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Переход обучающегося на уровень основного общего образования совпадает с фазой развития ребенка (11-13 лет), характеризующейся началом перехода от детства к взрослости, развитием самосознания
(чувства взрослости). Исходя из этого, основное общее образование призвано помочь учащимся адаптироваться при переходе на новый уровень образования, реализовать способности каждого и создать условия
для индивидуального развития ребенка. Таким образом, учет всех этих особенностей связывается с адекватностью постройки образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Основные подходы к формированию и составлению Учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности МБОУ «СОШ №15», представленными Основной образовательной программой
основного общего образования.
Учебный план обеспечивает решение важнейших целей современного основного общего образования:
1. Формирование общей культуры, а также духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
2. Обеспечение преемственности начального общего образования и основного общего образования;
готовность обучающегося среднего общего образования.
3. Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса.
4. Профессиональная ориентация обучающихся.
5. Формирование у обучающихся потребности к соблюдению здорового образа жизни, элементарных
правил поведения в экстремальных ситуациях.
Цель и задачи Учебного плана
Цель: создание условий для реализации прав граждан РФ на образование.
Задачи:
1. Обеспечить базовое образование учащимся МБОУ «СОШ №15», через реализацию обязательной
части Учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.
2. Создать условия для овладения обучающимися требованиями ФГОС ООО.
3. Сформировать универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной
деятельности.
4. Сформировать ИКТ – компетентность обучающихся.
5. Расширять знания, кругозор и эрудицию обучающихся через возможности различных видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия,

экскурсии).
Таким образом, реализуются основные задачи концепции модернизации российского образования повышение доступности, качества и эффективности образования. Главным условием решения этих задач
является выполнение ФГОС ООО.
1. Характеристика структуры Учебного плана.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть Учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ «СОШ №15», определяет время, отводимое на изучение содержания образования. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, будет использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение специально разработанных учебных курсов.
Основное общее образование
Обязательная часть Учебного плана:
Русский язык и литература.
Изучение предметной области «Русский язык и литература» – языка как знаковой системы, лежащей
в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при
помощи альтернативных средств коммуникации, обеспечивает:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку
Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и еѐ социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и
мировой культуры;
- формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметная область включает два учебных предмета: Русский язык, Литература.
Изучение Русского языка продолжается после периода обучения грамоте. Основная цель обучения
русскому языку – формирование научных знаний о языке, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи,
речевое творчество.
Основная цель изучения Литературы – формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. На этом этапе обучения формируются основы эстетического вкуса, универсальные учебные
действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором; аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.
Родной язык и родная литература.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе, как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональ-

но-смысловых типов и жанров.
Предмет «Русский родной язык» изучается в 2020-2021 учебном году в 5-8 классах по 1 часу в неделю в соответствии с примерной программой «Русский родной язык». Предмет «Русская родная литература» будет изучаться в 5-8 классах по 1 часу в неделю.
Иностранный язык.
Изучение предметной области обеспечивает:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания
между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным,
профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и
письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи,
правилами речевого этикета.
Основная цель изучения Иностранного языка (английский язык и немецкий язык) – формирование и
совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о
языке и о жизни своих сверстников в других странах; развитие речевой культуры, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Математика и информатика.
Изучение предметной области обеспечивает:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления
математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном
языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают
логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях, овладевают
математическими рассуждениями; учатся применять математические знания пи решении различных задач и
оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметная область реализуется предметом Математика в 5-6 классах и предметами Алгебра,
Геометрия, Информатика в 7-9 классе.
Изучение Математики в 5-6 классах способствует расширению представлений о математических
вычислениях; развитию умений работать с математическим текстом точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики и проводить логические обоснования. У
школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное
воображение; формируются универсальные познавательные учебные действия.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики,
смежных предметов, окружающей реальности. Изучение Алгебры направлено на систематизацию и обобщение сведений о числовых выражениях, формирование понятия алгебраического выражения, систематизацию сведений о преобразованиях алгебраических выражений, приобретѐнные учащимися при изучении
курса математики 5-6 классов.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для
приобретения конкретных знаний о пространстве и практических значимых умений, формирования языка
описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения. Предмет Геометрия
направлен на систематизацию знаний учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах,
введение понятия равенства фигур.
Изучение Информатики в 7- 9-х классах направлено на формирование универсальных учебных
действий на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития обучающихся.
Общественно-научные предметы.
Основная задача этой предметной области: развитие и воспитание личности обучающихся. Предметная область включает три учебных предмета: История, Обществознание, География.
Изучение Истории в 5-9 классах способствует овладению базовыми историческими знаниями,
формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающихся.
Предмет Обществознание в 6-9 классах способствует осознанию обучающимся системы нравственно-ценных отношений в обществе; формированию личностных представлений об основах российской и
гражданской идентичности, патриотизма и толерантности; развитию социального кругозора и формированию познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Изучение Географии в 5-9 классах способствует развитию представлений о целостности и много-

образии мира, расширению знаний о природе и научной картине мира; овладению основами картографической грамотности. В качестве результата процесс обучения предполагает наличие сформированности
универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).
Естественно-научные предметы.
Изучение данной предметной области реализуется через предметы Биология (в 5-9 классе), Химия (в
8-9 классе), Физика (в 7-9 классе). Основная цель изучения биологии – формирование системы научных
знаний о живой природе, биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной
организации жизни и взаимосвязи живого и неживого в биосфере. В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Предметная область реализуется предметом Физическая культура (5-9 классы) и Основы безопасности жизнедеятельности (в 8-9 классах).
Основная цель изучения Физической культуры – укрепление здоровья, формирование осознанного
отношения к здоровому образу жизни. Формируются умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; развивается интерес учащихся к знаниям по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и еѐ государственной символике; военно-патриотическое воспитание.
При проведении учебных занятий по Иностранному языку (английский язык, немецкий язык), Информатике, Технологии осуществляется деление классов на две группы.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
1. «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» – 0,5 часа в неделю в 8-х классах. Этот курс учит читать
и понимать любой текст, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. Подробно, на ярких, доступных учащимся примерах раскрывает своеобразие
языка художественной литературы, учит создавать текст.
2. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах – 0,5 часа в неделю. Основная задача этого курса – формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества. Данный предмет формирует толерантное отношение к представителям различных религиозных верований и способствует воспитанию
нравственности у учащихся.
3. «Математика в задачах» в 5-х классах – 1 час в неделю, в 8-х классах – 0,5 часа в неделю. Курс направлен на расширение и углубление знаний по математике, развитие познавательных универсальных
учебных действий, умений осуществлять творческий подход к решению нестандартных задач.
4. «Физическая культура» в 5- 8-х классах – 1 час в неделю, так как при 5-дневной учебной неделе количество
часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счет часов из
части, формируемой участниками образовательных отношений.

4. Особенности программного и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса. Основное общее образование.
Достижение результатов образования, предъявляемых ФГОС ООО в значительной степени достигается благодаря эффективной системе учебников.
УМК по предметам учебного плана являются продолжением предметной линии учебников «Школа
России», что позволяет интегрировать содержание курсов ООО в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС
ООО, расширяет возможности традиционного учебного процесса как на предметном, так и на метапредметном уровнях, на основе использования разнообразных технологий и методов обучения.
Обязательная часть Учебного плана обеспечена рабочими программами по предметам, составленными на основе примерных основных образовательных программ ООО.
Рабочие программы педагогов МБОУ «СОШ № 15» утверждены приказом директора.
5. Характеристика реализуемых в образовательной организации образовательных программ в соответствии с лицензией. Форма организации образовательного процесса.
Тип – общеобразовательная организация
Структура классов – общеобразовательные
Форма освоения – очная
Базовый уровень обучения

Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования – 5 лет.
Продолжительность учебного года: в 5-9-х классах – 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель.
Продолжительность урока – 45 минут:
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность перемен: минимальная –- 10 минут, максимальная – 15 минут.
Максимальный объѐм домашнего задания (соответствует требованиям, предъявляемым СанПиН)
Таблица 1
Классы
Допустимые пределы времени
5
2 часа
6-7
2,5 часа
8
3 часа
9
3 часа
Максимально допустимая недельная нагрузка
Классы
5
6
7
8
9

Максимально допустимая недельная нагрузка, в
часах
29
30
32
33
33

Таблица 2

Учебный план 2020-2021 учебного года полностью выдерживает максимальную допустимую недельную нагрузку, соответствующую режиму работы. Занятия осуществляются в одну смену. В Учебном
плане представлено годовое и недельное распределение часов.

Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

Общественно-научные
предметы

Учебные
предметы

Учебный план основного общего образования (ФГОС) (5 - 9 классы)
(годовой) на 2020-2021 учебный год (пятидневная учебная неделя)
Количество часов в неделю

Классы
Русский язык
Литература
Русский родной язык
Русская родная
литература
Иностранный язык
Второй иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России.
Всеобщая история

Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого

Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология*
ОБЖ
Физическая культура

Всего
неделя/год

5а

5б

6а

6б

7а

7б

8а

8б

9а

9б

4/136
2/68
1/34
1/34

4/136
2/68
1/34
1/34

4/136
2/68
1/34
1/34

4/136
2/68
1/34
1/34

4/136
1/34
1/34
1/34

4/136
1/34
1/34
1/34

2/68
2/68
1/34
1/34

2/68
2/68
1/34
1/34

2/68
2/68
1/34
1/34

2/68
2/68
1/34
1/34

32/1088
18/612
10/340
10/340

3/102
1/34
5/170

3/102
1/34
5/170

3/102
1/34
5/170

3/102
1/34
5/170

3/102
1/34

3/102
1/34

3/102

3/102

3/102
2/68

3/102
2/68

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

30/1020
10/340
20/680
18/612
12/408
6/204

2/68
1/34
2/68
2/68
2/68
2/68
1/34

2/68
1/34
2/68
2/68
2/68
2/68
1/34

2/68
1/34
2/68
3/102
2/68
2/68

2/68
1/34
2/68
3/102
2/68
2/68

20/680
8/272
16/544
14/476
8/272
14/476
8/272
6/204
14/476
4/136
20/680

2/68
1/34

2/68
1/34

2/68
1/34
1/34

2/68
1/34
1/34

2/68
1/34
2/68
2/68

2/68
1/34
2/68
2/68

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

2/68
2/68

2/68
2/68

2/68
2/68

2/68
2/68

2/68
2/68

2/68
2/68

1/34
1/34
2/68

1/34
1/34
2/68

1*/34*
1/34
2/68

1*/34*
1/34
2/68

27/
918
1/34

27/
918
1/34

28/
952
1/34

28/
952
1/34

31/
1054
1/34

31/
1054
1/34

31/
1054
1/34
0,5/17

31/
1054
1/34
0,5/17

32/
1088
1/34

32/
1088
1/34

298/
10132
Физическая культура
10/340
Трудные вопросы орфографии и пунктуации
1/34
ОДНКНР
0,5/17
0,5/17
1/34
Математика в задачах
0,5/17
0,5/17
1/34
1/34
0,5/17
0,5/17
4/136
Итого
2/68
2/68
2/68
2/68
1/34
1/34
2/68
2/68
1/34
1/34
16/544
Максимально допустимая недельная
29/
29/
30/
30/
32/
32/
33/
33/
33/
33/
314/
нагрузка
986
986
1020
1020
1088
1088
1122
1122
1122
1122
10676
*Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».