Положение О преподавании предметной области ОДНКНР

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 02.04.2019
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» (ОДНКНР) В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №15» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ
1. Общие положения
1.1. Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее –
ОДНКНР) в МБОУ «СОШ № 15» регулируется рядом нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон):
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов
Российской Федерации»;
статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем
учебников, рекомендованных к использованию);
статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам»);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС ООО) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО);
- Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Миобрнауки РФ от 05.03.2004
№ 1089»;
- Письмом Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
- Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях»;
- Приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения,
учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
- Письмом Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о реализации предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее –
предметная область и/или учебный предмет ОДНКНР) в основной школе является логическим
продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ.
1.3. В соответствии с вводимым Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования с 1 сентября 2015 года предметная область ОДНКНР должна
обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России,
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.

1.4. Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации
свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
1.5. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или)
внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к
компетенции образовательного учреждения.
2. Реализация предметной области ОДНКНР
2. 1. В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
2.2. В целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м
классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе начинается с
5-го класса.
2.3. Образовательная организация вправе определять сроки изучения предметной области
«ОДНКНР» (в течение одного, двух или более лет) учащимися 5-х – 9-х классов и варианты ее
реализации.
2.4. Предметная область «ОДНКНР» может быть реализована в трёх вариантах:
Вариант I. Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Вариант II. Включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) других предметных областей («История Россия. Всеобщая история»,
«Обществознание», «Русский язык», «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»)
тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.
Вариант III. Включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную
деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как кружки и секции, краеведческая работа, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и т. д.
2.5. Преподавать ОДНКНР могут педагоги школы – учителя начальной школы, учителяпредметники основной школы, классные руководители с необходимой квалификацией,

прошедшие соответствующую подготовку и имеющие свидетельство о прохождении курсов
повышения квалификации.
2.6. Изучение ОДНКНР ведется по учебникам из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования. Данный список определяется нормативным локальным актом образовательной
организации ежегодно.
3. Принципы организации, формы и методы обучения по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России».
3.1. Основные принципы организации обучения по ОДНКНР являются:
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития обучающихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и
эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опора на самостоятельность мышления обучающихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов
деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор
содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и
творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности;
- принцип краеведения. Обучающиеся, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры;
- принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность
обучения.
3.2. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
3.3. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках ОДНКНР могут
быть отнесены:
- работа с учебником;
- беседы;
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- различные виды дискуссий;
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские;
- сочинения, эссе.
3.4. Приоритетными формами работы с обучающимися являются: коллективная, групповая (с
постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальная творческая работа.
Предусматривается подготовка и презентация творческих проектов обучающихся на основе
изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

3.5. В ходе реализации предметов (курсов, модуля) предполагается взаимопонимание с
родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с родителями предусматривает
установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
3.6. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные
консультации, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Контроль
за качеством реализации предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
4.1. При преподавании курса ОДНКНР в основной школе безотметочная система оценивания
результатов освоения программы, что не означает отсутствие контроля и оценки достижения
обучающимися планируемых результатов.
4.2. Безотметочная система оценивания устанавливается на период всего учебного года.
4.3. В условиях безоотметочного обучения:
- исключается система отметочного оценивания. Не допускается использование любой знаковой
символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, улыбки и пр.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка;
- оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие
его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.);
- оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
- осуществляется обучение детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
4.4. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (зачёт/не зачёт). Результаты
изучения курса заносятся в личное дело учащегося соответствующей записью: зачёт/не зачёт.
4.5. Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный
объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом
образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ
Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и
выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
4.6. По ОДНКНР контрольные работы не проводятся. Домашние задания носят творческий
характер и даются на перспективу (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь
ребус, напиши эссе и т.п.).
4.7. Для оперативного контроля освоения обучающимися программы по предмету (модулю, курсу)
используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов, ответы на
вопросы, отгадывание кроссвордов по изученным темам, выполнение индивидуально или группой
творческих заданий разного вида, проектных работ, сообщения (оформленное и представленное)
по заданной или выбранной самостоятельно теме.
4.8. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
4.9. В конце учебного года в рамках последнего, завершающего раздела предмета (курса) или по
завершении изучения модуля в рамках последних уроков модуля предусматривается презентация
(защита) индивидуальных и коллективных творческих продуктов или проектов обучающихся и их
обсуждение в классе как форма оценки результатов достижения планируемых результатов
обучения. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курсов и с выходом на диалог
культур и традиции многонационального народа России. Допускается защита работ на
общеклассных мероприятиях.
4.10. Администрации школы осуществляет регулярный контроль за качеством преподавания
данного предмета, прохождением программного материала, безотметочным преподаванием,
посещаемостью обязательного предмета (модуля).
4.11. Оценка деятельности педагога в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где
анализируются соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития
учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией,
эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет
возрастных особенностей обучающихся, выполнение общественного заказа на содержание курса
(технология, содержание, контроль за деятельностью учителя).
5. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.
5.1. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при
изучении учебного курса ОДНКНР обсуждать их с учителем и (или) администрацией школы в
корректной форме.
5.2. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для обучения,
воспитания и самообразования ребенка.
5.3. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.
6. Права и обязанности МБОУ «СОШ №15»
6.1. Школа создает условия для изучения обучающимися учебного курса ОДНКНР.
6.2. Школа обеспечивает прохождение курсовой подготовки педагогов по учебному курсу
ОДНКНР.
6.3. Школа обязана во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной
деятельности проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм
физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного,
физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом
его индивидуальных особенностей.
7. Заключительные положения
7.1. Положение об организации преподавания ОДНКНР МБОУ «СОШ №15» является локальным
нормативным актом школы, которое обсуждается и принимается на Педагогическом совете.
7.2. Положение принимается на неопределенный срок. В Положение могут быть внесены
изменения и дополнения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».