МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ
(МБОУ «СОШ № 15»)
ПРИКАЗ
«28» августа
2023 г.
№ 194
Рефтинский
Об утверждении Положения об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МБОУ «СОШ № 15»
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в целях приведения основных общеобразовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ «СОШ № 15» в
соответствие с федеральными образовательными программами
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.09.2023 года Положение об организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности с учетом требований ФООП
в МБОУ «СОШ № 15» (Приложение 1).
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор
Е. А. Стародумова
Приложение 1
к приказу МБОУ «СОШ № 15»
от 28.08.2023 № 194
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
МБОУ «СОШ № 15»
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МБОУ «СОШ № 15» (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи
проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и
общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ
обучающихся. 1.2. Настоящее положение разработано на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413;
• Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
• Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
4.7.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с
самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие
и т. д.
4.7.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте
или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
4.7.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка
спектакля, подготовка выставки, видеофильм.
4.7.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по
какой-либо актуальной социально значимой тематике.
4.7.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета,
иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
4.7.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим
содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного
функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным
обоснованием его применения.
4.8. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту.
4.9. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной
проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или
группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
4.10. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды
плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается
ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения
своих проектов и исследовательских работ по его предмету (не менее двух).
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым
связана тема проекта обучающегося.
5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или
дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного
года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся.
5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по
согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебноисследовательскую деятельность.
5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:
5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:
определение темы проекта;
разработка плана реализации проекта.
5.5.2. Основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года:
поиск и анализ необходимой литературы;
согласование с руководителем рабочих материалов;
апробация метода исследования;
проведение исследования;
редактирование и оформление текстовой части;
оформление презентации;
промежуточная защита, корректировка (при необходимости).
5.5.3. Заключительный этап – март текущего учебного года:
подготовка выступления;
защита проекта, оценка результата, рефлексия.
5.6. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся 5–9-х осуществляется
в классе.
5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 10- 11-х классов
осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу
директора Школы.
5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального
проекта обучающимися 10- 11-х классов, включаются:
выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
паспорт проекта;
мультимедийная презентация проекта;
лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
лист самооценки проекта обучающимся 10- 11-го классов.
5.9. Один раз в год согласно плану работы Школы проводится общешкольная научнопрактическая конференция, на которой представляются лучшие проекты обучающихся.
5.10. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут
проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется
учителем-предметником и классным руководителем.
6. Требования к оформлению проектов
6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы.
6.1.1. Первый лист – титульный:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
тема работы;
Ф. И. О. автора (полностью), класс;
Ф. И. О. руководителя;
город и год.
6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
6.1.3. Третий лист – введение:
краткая характеристика современного состояния проблемы;
обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее
научной и практической значимости;
формулирование цели;
определение задач по ее достижению;
объект и предмет исследования;
гипотеза;
характеристика методов исследования.
6.1.4. Обзор литературы по теме исследования.
6.1.5. Материалы и методики исследования.
6.1.6. Результаты исследования и их обсуждение.
6.1.7. Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются
практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего
исследования.
6.1.8. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в
алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
6.1.9. Приложения.
6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер
полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
7.Критерии оценивания проектов
7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям:
7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или)
обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.
7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям:
Критерии
Показатели критериев
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
Структура проекта
Соответствие
стандартам
оформления
Наличие
титульного листа,
оглавления,
введения,
основной
и
заключительной
части,
библиографии,
приложений.
Композиционная
целостность
текста
Нарушение
структуры
Выдержана
оформления
структура
не влияет на
оформления
и
логику
и
композиционная
композиционн
целостность
ую
текста.
целостность
Отсутствуют
текста,
краткая
отсутствуют
аннотация
и
краткая
приложения
аннотация и
приложения
Оценка содержания проектной папки
Нарушение
структуры
оформления
приводит
к
нарушению
композиционн
ой
целостности
текста,
отсутствию
логики
изложения
проекта
Актуальность и
востребованность
Актуальность
результата
проблематики
проекта
и убедительны.
Актуальность востребованность
и соответствие результата
Цель и результат
проекта
убедительны.
адекватны
заявленной
Соответствие
проблеме,
тема
теме
проблемы, цели, требует
результата и темы некоторой
заявленного
корректировки по
проекта
отношению
к
проблеме
Актуальность
и
востребованно
сть
не
убедительны.
Актуальность
и
востребованно
сть
не
доказательны.
Цель
и
продукт
требуют
корректировк
и
по
отношению к
проблеме
Несоответстви
е
между
проблемой,
целью,
прогнозируем
ым продуктом
и темой
Системность
(логичность).
Лаконичность
Не все части
Целостность,
текста
Целостность,
соподчинение
соподчинены.
соподчинение
частей
текста.
Лаконичность
частей
текста.
Простота
и
граничит
с
Отсутствует
ясность
примитивност
лаконичность
изложения
ью
рассуждений
Логика текста
нарушена.
Видеоряд
отсутствует.
Лаконичность
граничит
с
примитивност
ью
рассуждений
Содержательн
ость
приложений
Приложения
качественные,
полностью
соответствуют
содержанию
Приложения
качественные,
основном
соответствуют
содержанию
Приложения
не
в
качественные, Приложения
многие
не отсутствуют
соответствуют
содержанию
Оценка культуры презентации
Качество
доклада
Участие
дискуссии
Композиционная
целостность.
Полнота
представления
процесса
и
подходов
к
решению
проблемы.
Краткость,
четкость, ясность
формулировок
Композиционная
целостность.
Полнота
представления
процесса
и
подходов
к
решению
проблемы.
Нечеткость
формулировок
В основном,
но не полно
представлены
процесс
и
подходы
к
решению
проблемы.
Нечеткость
формулировок
Не раскрыты
процесс
и
подходы
к
решению
проблемы.
Нечеткость и
неясность
формулировок
Понимание
сущности вопроса
и
адекватность
в
ответов. Полнота,
содержательность
,
аргументированн
Понимание
сущности вопроса
и
адекватность
ответов.
Содержательност
ь,
аргументированн
Понимание
сущности
вопроса,
но
при
этом
отсутствие
аргументации,
неумение
Непонимание
сущности
большинства
вопросов
и
неадекватност
ь ответов или
их отсутствие
и
—
``
ость,
убедительность
лаконичность
ответов
Информацион
но-наглядное
сопровождение
выступления
Самооценка.
Рефлексия
|
Использование
четкого
видеоряда,
для
доступного
восприятия
а
зрителей
соответственно
логике
на
выступления
„|
протяжении всей
защиты
Самооценка
продукта
по
проведена
к
отношению
цели,
задачам,
требованиям
к
продукту.
Самооценка
процесса является
объективной:
ость, но неумение
и
кратко
лаконично
сформулировать
ответ
Использование
видеоряда,
для
доступного
с
восприятия
незначительными
нарушениями
Неумение
Неумение
усиливать
без
говорить
доклад
конспекта,
демонстрацие
не
речь
й|.
видеоряда
сопровождает
на
ЛОГИКИ
ся
на протяжении
‚.
демонстрацие
выступления
„ всей
.
всей
й
протяжении
презентации
защиты
Самооценка
ПРОДУ
продулета
|
указаны
пути
лучшения
рол
та
родуюта,
привлечения
внешних
ресурсов,
процесса
проектирования
на
различных
стадиях
использовать
дЛя
вопрос
раскрытия
сильных
сторон
проекта
по
проведена
к
отношению
цели, задачам и
ебованиям
шпон
о
не
процесса
полная:
указаны
улучшения
пути
продукта, процесс
проектирования
не оценен
Самооценка
продукта
проведена по
отношению к
цели, задачам, |
но без учета
требований к
Не
ПРОДУКТУ.
казаны пути
Ул
пения,
улуЗ
и
продукта
процесса
проектирован
ия
Самооценка
продукта
проведена без
учета цели и
требований. к
продукту. Не
указаны пути
я
улучшения
прол
и
Родук та
процесса
проектирован
ия
Оценка продукта
Соответствие
Новизна
и Отсутствие
Поодукт
не
Р°ЛУ
к
претензий
изделия
идее
оригинальность
ОВО РЕЛЕООт
качеству у изделия.
проекта
продукта
родукта.
общей
идее
есть
проекта,
Соответствие
Отсутствие
Практическая
к
замечания
=
к изделия
идее значимость
претензий
й
качеству
!Р
качеству ’ изделия.
проекта
продукта
родукта.
практической
целесообразно
Соответствие
Но в продукте
Практическая
°
Качество
продукта
°
`
РР
`
изделия
проекта.
идее значимость
отсутствует
сти продукта.
продукта. Но в новизна
и
продукте
оригинальност
отсутствует
ь
и
есть
Практическая
новизна
и замечания к Отсутствие
значимость
оригинальность
качеству
продукта
продукта –
продукта
0 баллов
7.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не
допускаются.
8. Функциональные обязанности участников УИПД
8.1. Функции администрации Школы включают:
разработку нормативных методических документов, определяющих
требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и
исследовательским работам обучающихся;
определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков,
отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
обеспечение материально-технической базы для УИПД;
осуществление общего контроля УИПД;
определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет
осуществляться УИПД;
согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ;
координация межпредметных связей в рамках УИПД.
8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами,
непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися
УИПД, и выполняют следующие функции:
проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и
исследовательских работ;
руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
осуществление методической поддержки проектной деятельности;
планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного
периода;
поэтапное отслеживание результатов УИПД;
координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или
исследовательская работа выполняется в группе;
информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
контроль за внешкольной УИПД обучающихся;
участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.
8.3. Функции библиотекаря Школы:
участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;
обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися
в ходе УИПД.
8.4. Функции педагога-психолога:
диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД;
оказание
своевременной
психологической
помощи
и
поддержки
обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и
исследовательскими работами;
индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.
9. Поощрение участников проектной деятельности
9.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на
общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2й, 3-й степени, дипломами участников.
9.2. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на
конкурсы проектных работ, научно-практические конференции и т. п. на уровне
города, региона, страны, являющиеся победителями или занявшие призовые места,
награждаются ценными подарками.