МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ (МБОУ «СОШ № 15») ПРИКАЗ «28» августа 2023 г. № 194 Рефтинский Об утверждении Положения об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в МБОУ «СОШ № 15» В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях приведения основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ «СОШ № 15» в соответствие с федеральными образовательными программами ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 01.09.2023 года Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности с учетом требований ФООП в МБОУ «СОШ № 15» (Приложение 1). 2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Директор Е. А. Стародумова Приложение 1 к приказу МБОУ «СОШ № 15» от 28.08.2023 № 194 ПОЛОЖЕНИЕ об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности МБОУ «СОШ № 15» 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в МБОУ «СОШ № 15» (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ обучающихся. 1.2. Настоящее положение разработано на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413; • Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; • Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; 4.7.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д. 4.7.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. 4.7.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм. 4.7.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике. 4.7.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. 4.7.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 4.8. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту. 4.9. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы. 4.10. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы. 5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности 5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету (не менее двух). 5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта обучающегося. 5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся. 5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебноисследовательскую деятельность. 5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы: 5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года: определение темы проекта; разработка плана реализации проекта. 5.5.2. Основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года: поиск и анализ необходимой литературы; согласование с руководителем рабочих материалов; апробация метода исследования; проведение исследования; редактирование и оформление текстовой части; оформление презентации; промежуточная защита, корректировка (при необходимости). 5.5.3. Заключительный этап – март текущего учебного года: подготовка выступления; защита проекта, оценка результата, рефлексия. 5.6. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся 5–9-х осуществляется в классе. 5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 10- 11-х классов осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу директора Школы. 5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта обучающимися 10- 11-х классов, включаются: выносимый на защиту продукт проектной деятельности; паспорт проекта; мультимедийная презентация проекта; лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности; лист самооценки проекта обучающимся 10- 11-го классов. 5.9. Один раз в год согласно плану работы Школы проводится общешкольная научнопрактическая конференция, на которой представляются лучшие проекты обучающихся. 5.10. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем. 6. Требования к оформлению проектов 6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы. 6.1.1. Первый лист – титульный: наименование учебного заведения, где выполнена работа; тема работы; Ф. И. О. автора (полностью), класс; Ф. И. О. руководителя; город и год. 6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал). 6.1.3. Третий лист – введение: краткая характеристика современного состояния проблемы; обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее научной и практической значимости; формулирование цели; определение задач по ее достижению; объект и предмет исследования; гипотеза; характеристика методов исследования. 6.1.4. Обзор литературы по теме исследования. 6.1.5. Материалы и методики исследования. 6.1.6. Результаты исследования и их обсуждение. 6.1.7. Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего исследования. 6.1.8. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки. 6.1.9. Приложения. 6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. 7.Критерии оценивания проектов 7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям: 7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др. 7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям: Критерии Показатели критериев 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла Структура проекта Соответствие стандартам оформления Наличие титульного листа, оглавления, введения, основной и заключительной части, библиографии, приложений. Композиционная целостность текста Нарушение структуры Выдержана оформления структура не влияет на оформления и логику и композиционная композиционн целостность ую текста. целостность Отсутствуют текста, краткая отсутствуют аннотация и краткая приложения аннотация и приложения Оценка содержания проектной папки Нарушение структуры оформления приводит к нарушению композиционн ой целостности текста, отсутствию логики изложения проекта Актуальность и востребованность Актуальность результата проблематики проекта и убедительны. Актуальность востребованность и соответствие результата Цель и результат проекта убедительны. адекватны заявленной Соответствие проблеме, тема теме проблемы, цели, требует результата и темы некоторой заявленного корректировки по проекта отношению к проблеме Актуальность и востребованно сть не убедительны. Актуальность и востребованно сть не доказательны. Цель и продукт требуют корректировк и по отношению к проблеме Несоответстви е между проблемой, целью, прогнозируем ым продуктом и темой Системность (логичность). Лаконичность Не все части Целостность, текста Целостность, соподчинение соподчинены. соподчинение частей текста. Лаконичность частей текста. Простота и граничит с Отсутствует ясность примитивност лаконичность изложения ью рассуждений Логика текста нарушена. Видеоряд отсутствует. Лаконичность граничит с примитивност ью рассуждений Содержательн ость приложений Приложения качественные, полностью соответствуют содержанию Приложения качественные, основном соответствуют содержанию Приложения не в качественные, Приложения многие не отсутствуют соответствуют содержанию Оценка культуры презентации Качество доклада Участие дискуссии Композиционная целостность. Полнота представления процесса и подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок Композиционная целостность. Полнота представления процесса и подходов к решению проблемы. Нечеткость формулировок В основном, но не полно представлены процесс и подходы к решению проблемы. Нечеткость формулировок Не раскрыты процесс и подходы к решению проблемы. Нечеткость и неясность формулировок Понимание сущности вопроса и адекватность в ответов. Полнота, содержательность , аргументированн Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Содержательност ь, аргументированн Понимание сущности вопроса, но при этом отсутствие аргументации, неумение Непонимание сущности большинства вопросов и неадекватност ь ответов или их отсутствие и — `` ость, убедительность лаконичность ответов Информацион но-наглядное сопровождение выступления Самооценка. Рефлексия | Использование четкого видеоряда, для доступного восприятия а зрителей соответственно логике на выступления „| протяжении всей защиты Самооценка продукта по проведена к отношению цели, задачам, требованиям к продукту. Самооценка процесса является объективной: ость, но неумение и кратко лаконично сформулировать ответ Использование видеоряда, для доступного с восприятия незначительными нарушениями Неумение Неумение усиливать без говорить доклад конспекта, демонстрацие не речь й|. видеоряда сопровождает на ЛОГИКИ ся на протяжении ‚. демонстрацие выступления „ всей . всей й протяжении презентации защиты Самооценка ПРОДУ продулета | указаны пути лучшения рол та родуюта, привлечения внешних ресурсов, процесса проектирования на различных стадиях использовать дЛя вопрос раскрытия сильных сторон проекта по проведена к отношению цели, задачам и ебованиям шпон о не процесса полная: указаны улучшения пути продукта, процесс проектирования не оценен Самооценка продукта проведена по отношению к цели, задачам, | но без учета требований к Не ПРОДУКТУ. казаны пути Ул пения, улуЗ и продукта процесса проектирован ия Самооценка продукта проведена без учета цели и требований. к продукту. Не указаны пути я улучшения прол и Родук та процесса проектирован ия Оценка продукта Соответствие Новизна и Отсутствие Поодукт не Р°ЛУ к претензий изделия идее оригинальность ОВО РЕЛЕООт качеству у изделия. проекта продукта родукта. общей идее есть проекта, Соответствие Отсутствие Практическая к замечания = к изделия идее значимость претензий й качеству !Р качеству ’ изделия. проекта продукта родукта. практической целесообразно Соответствие Но в продукте Практическая ° Качество продукта ° ` РР ` изделия проекта. идее значимость отсутствует сти продукта. продукта. Но в новизна и продукте оригинальност отсутствует ь и есть Практическая новизна и замечания к Отсутствие значимость оригинальность качеству продукта продукта – продукта 0 баллов 7.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются. 8. Функциональные обязанности участников УИПД 8.1. Функции администрации Школы включают: разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся; определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности; обеспечение материально-технической базы для УИПД; осуществление общего контроля УИПД; определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться УИПД; согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ; координация межпредметных связей в рамках УИПД. 8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие функции: проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и исследовательских работ; руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования; осуществление методической поддержки проектной деятельности; планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода; поэтапное отслеживание результатов УИПД; координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или исследовательская работа выполняется в группе; информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения; организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов; контроль за внешкольной УИПД обучающихся; участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции. 8.3. Функции библиотекаря Школы: участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся; обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД. 8.4. Функции педагога-психолога: диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД; оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами; индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов. 9. Поощрение участников проектной деятельности 9.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2й, 3-й степени, дипломами участников. 9.2. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на конкурсы проектных работ, научно-практические конференции и т. п. на уровне города, региона, страны, являющиеся победителями или занявшие призовые места, награждаются ценными подарками.