ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» (далее
– Школы) и регламентирует содержание и порядок текущего контроля, промежуточной аттестации
обучающихся Школы, их перевод по итогам года.
1.2. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся
принимается педагогическим советом Школы, имеющим право вносить в него свои изменения и
дополнения, утверждается директором Школы.
1.3. Целью аттестации является:
− определение уровня усвоения каждым обучающимся федерального государственного
образовательного стандарта, определенного образовательной программой по каждому предмету,
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС и ФООП;
− контроль выполнения учебных программ;
− обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами;
−
создание условий для повышения мотивации обучающихся к достижению высоких
результатов обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации.
1.4. В 1-ом классе обучающиеся не аттестуются по пятибалльной шкале. Со 2 по 9 классы
обучающиеся аттестуются по триместрам, 10-11 классы аттестуются по полугодиям.
1.5. В школе применяется 5- балльная система оценки знаний обучающихся.
2. Внутреннее и внешнее оценивание.
На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы
оценки, которые можно условно разделить на две большие группы – внутреннее (внутришкольное)
оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения
обучающимися образовательных результатов.
2.1. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса
обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной
организации (положением) и включает:
• текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в
соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и
пр.;
• промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по
предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного
учебного периода;
• стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности
обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества
образования;
• комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися
предметных и метапредметных образовательных результатов.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений
личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.2. К процедурам внешней оценки относятся:
• государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего
общего образования);
1

• всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества
образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской
Федерации;
• мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.
Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС общего образования, а
также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва между ними,
объединяет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных результатов
обучающихся.
3. Критериальное оценивание.
В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования
представляется целесообразным внедрение критериального оценивания, которое применяется при
реализации форм внутреннего оценивания. Критериальное оценивание – это процесс сравнения
образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам
образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся.
Таким образом, в ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса
достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками
образовательного процесса. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс
понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность.
Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса по учебного
предмету, оценки усвоения учебного материала обучающимися, коррекции методических процедур
для достижения высокого качества обучения.
Для обучающихся использование критериев оценивания обеспечивает понимание учебных
целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация исследуемого объекта; свойство изучаемого объекта, которое позволяет судить о его
состоянии и уровне функционирования и развития.
Родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка,
возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую
поддержку.
Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов
для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных
оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и
обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
4. Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы.
4.1. Особенности оценки личностных результатов.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является не определение
персонифицированного уровня развития качеств личности обучающегося, а получение общего
представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на
коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом
специальной работы в будущем.
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.
Оценивание личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в
соответствии с ФГОС общего образования в ходе внешних и внутренних неперсонифицированных
мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на
федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном
сообществе методиках психолого-педагогической диагностики. Результаты, полученные в ходе этих
оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных,
анонимных) данных. Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые
классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в
портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки динамики
2

формирования личностных результатов.
4.2. Особенности оценки метапредметных результатов.
Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является
защита итогового индивидуального проекта.
4.3. Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур
текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией МБОУ «СОШ № 15» в ходе
внутришкольного мониторинга.
4.4. Особенности оценки функциональной грамотности.
Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений
обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности
использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для
решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка
функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой
грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих,
отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и
осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системнодеятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается
содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. В
учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от
традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как
правило, близкая и понятная обучающемуся. На основе выполнения предметной диагностической или
контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов
ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки.
Администрация МБОУ «СОШ № 15» самостоятельно принимает решение о включении в план
внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или
диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и
последовательности их проведения.
5. Текущая аттестация
5.1. Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, потемное, потриместровое,
полугодовое оценивание результатов их учёбы. Текущей аттестации подлежат обучающиеся
всех классов школы.
5.2. Текущая аттестация обучающихся 1-х классов осуществляется качественно без фиксации их
достижений в классных и электронных журналах.
5.3. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.
5.4. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются
по 5-балльной системе. Отметка за выполненную работу заносится электронный журнал к
следующему уроку, за исключением:
а) отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах - не позже,
чем через неделю после их проведения;
б) отметки за сочинение в 10-11-х классах по русскому языку и литературе - не более чем через
14 дней. Отметки за сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляется в электронный
журнал в одну клетку. Отметки за сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляется в
электронный журнал в соответствии с видом работ.
5.5. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются по предметам,
включенным в этот план. Учет знаний этой категории обучающихся ведется в электронном журнале.
5.6. Обучающиеся, временно находящиеся в санаторных школах, реабилитационных
общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе итогов их аттестации в этих учебных
заведениях.
3

Отметка обучающихся за триместр (полугодие, год) выставляется на основе
средневзвешенной системы оценивания достижений обучающихся.
5.6.
Отметки за работы обучающего характера выставляются в электронный журналы по
усмотрению учителя-предметника. Результаты работ контролирующего характера должны быть
отражены в электронном журнале в обязательном порядке.
5.7.
Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших по независящим от них
обстоятельствам 2/3 учебного времени, решается в индивидуальном порядке.
5.10
В случае пропуска обучающимся более 2/3 учебного времени по неуважительной причине и
отсутствии при этом достаточного количества отметок за учебный период обучающийся не
аттестуется по учебному предмету, в классном журнале оформляется запись «н/а» (не
аттестован).
5.8.
В течение одного учебного дня в одном классе может проводиться не более 1 контрольной
работы.
5.9.
В течение учебного года в обязательном порядке в каждом классе учителями проводятся 3
контрольные работы по предметам, включенным в перечень предметов для государственной
итоговой аттестации (5-11 классы), по русскому языку, математике, окружающему миру,
литературному чтению (1- 4 классы), по остальным предметам контроль ведется согласно рабочей
программе.
5.12.
При выставлении итоговых отметок за триместр учитель должен руководствоваться
следующим:
а) отметки за текущие контрольные, лабораторные и практические работы, контрольную
работу за триместр, за работы по обобщению материала являются приоритетными;
б) неудовлетворительные отметки при аттестации за триместр не учитываются при условии,
если обучающийся пересдал данную тему, отметка о сдаче выставляется рядом через дробь;
в) основанием для аттестации обучающихся 2 – 9 классов за триместр является наличие не
менее:
3-х отметок при нагрузке 1 часа в неделю;
5-и отметок при нагрузке 2 – 3 часов в неделю;
7-и отметок при нагрузке 4 – 5 часов в неделю;
г) основанием для аттестации обучающихся 10 –11 классов за полугодие является наличие не
менее: 5 –и отметок при нагрузке 1 часа в неделю; 7-и отметок при нагрузке более 2 часов в неделю.
6. Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся переводных классов
6.1.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой контрольные работы
(тестирование, диагностические контрольные работы в формате ОГЭ, ЕГЭ), комплексные
контрольные работы, проверку техники чтения (ФГОС, 1-4 классы), которые проводятся во 211 классах по итогам учебного года. Обучающиеся 2-11 классов аттестуются по всем
предметам по окончании учебного года.
6.2. В первых классах промежуточную аттестацию проводят с учетом текущих достижений
учеников, безотметочно. Результаты фиксируют в документах мониторинга качества
образования школы.
6.3. Для экстернов проводится комплексную работа, которая является аналогом учета текущих
достижений.
6.4.
Годовая отметка по предмету выставляется обучающемуся 2-9 классов, имеющему не
менее 3-х триместровых отметок. Обучающемуся 2-9 классов, имеющему менее 3-х
триместровых отметок предоставляется возможность по личному заявлению или заявлению
родителей (законных представителей) сдать задолженности и получить годовую отметку.
Вопрос о сдаче задолженности решается индивидуально администрацией или педагогическим
советом Школы.
6.5. Для обучающихся 10-11 классов годовая отметка по предмету выставляется на основании
отметок за 1 и 2 полугодие.
6.6. Обучающихся 11 класса в рамках промежуточной аттестации пишут итоговое сочинение
(изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным
4
5.7.

программам среднего общего образования в сроки определенные Министерством образования
и науки РФ.
6.7. В особых случаях обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной аттестации,
кроме, обучающихся 11класса по итоговому сочинению (изложению):
− в связи с результативным участием по отдельным предметам в муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады школьников (победитель, призёр);
− по состоянию здоровья;
− в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении;
− в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев.
6.8. Список освобожденных от промежуточной аттестации обучающихся утверждается приказом
директора Школы.
6.9. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью (ст. 58, п.3 Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ №
273 «Об образовании в Российской Федерации»).
6.10. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность (ст. 58, п.3
Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
6.11. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (ст. 58, п.4
Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»).
6.12.
Обучающиеся,
имеющие
академическую
задолженность,
вправе
пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, осуществляющей
образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической
задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося,
нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам (ст. 58, п.5
Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»)
6.13.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия. (ст. 58, п.6 Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ №
273 «Об образовании в РФ»).
6.14.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на
следующий курс условно (ст. 58, п.8. Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273
«Об образовании в РФ»)
6.15.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению
их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному
плану (ст. 58, п.9. Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273 «Об образовании в
РФ»)
6.16.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в
5

образовательной организации по индивидуальному учебному плану (ст. 58, п.10.
Промежуточная аттестация обучающихся. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).
6.17.
Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета в соответствии с Уставом Школы.
7.
Содержание и порядок проведения промежуточной (годовой) аттестации
обучающихся переводных классов
7.1. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.
7.2. Во 2-11 классах выставляются годовые отметки.
7.3. Итоги аттестации обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.
7.4. Триместровые, полугодовые, годовые отметки выставляются за 3 дня до начала каникул или
начала аттестационного периода. Годовые отметки по общеобразовательным предметам
выставляются учителями на основании фактического уровня знаний и навыков обучающихся с
учетом триместровых, полугодовых отметок, т.е. результатов текущей и годовой аттестаций.
7.5. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей
(законных представителей) итоги аттестации и решение педагогического совета школы о
переводе обучающегося в следующий класс, в случае неудовлетворительных результатов
годовой аттестации и учебного года - в письменном виде, под роспись родителей, с указанием
даты ознакомления. Сообщения хранятся в личном деле обучающегося.
7.6. Порядок проведения промежуточной аттестации. График проведения промежуточной
аттестации утверждается приказом директора Школы и доводится до сведения всех
участников образовательного процесса.
7.7. Формы проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация может
проводиться в письменной форме (контрольная работа, диктант, сочинение (изложение), тест,
комплексная контрольная работа) и в устной форме (защита проекта, портфолио,
собеседование).
7.8. Требования ко времени проведения годовой аттестации. Все формы аттестации проводятся во
время учебных занятий: в рамках учебного расписания. Продолжительность контрольного
мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока, за
исключением диагностических контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ.
7.9. Порядок подведения промежуточной аттестации. Решение об итоговом балле по результатам
промежуточной аттестации обучающегося принимается учителем самостоятельно с учетом
результатов плановых контрольных, практических, лабораторных работ, а также текущей
успеваемости. Решение должно быть мотивировано, обосновано. В случае затруднений с
определением итогового балла учителю рекомендуется обращать внимание на динамику
результатов плановых контрольных мероприятий и текущей успеваемости. Результаты
годовой аттестации заносятся в классные и электронные журналы. Результаты аттестации
доводятся до сведения родителей обучающихся.
7.10. Классный руководитель после проведения педагогического совета по вопросу перевода
учащихся 1-8, 10 классов в следующий класс выставляет годовую отметку в личные дела
обучающихся.
7.11. Обучающиеся переводных классов, имеющие по всем предметам триместровые, полугодовые
и годовые отметки «отлично», награждаются похвальным листом.
7.12. Права и ответственность обучающегося при аттестации. Обучающиеся имеют право на
досрочное прохождение промежуточной аттестации в связи с состоянием здоровья или по
семейным обстоятельствам (по заявлению родителей). Ответственность за ликвидацию
неудовлетворительных отметок по итогам аттестации возлагается на обучающегося и его
родителей (законных представителей). В случае неудовлетворительной отметки по итогам
аттестации по предмету обучающийся, не имеющий пропусков без уважительной причины,
либо не аттестованный по уважительной причине за текущий период, имеет право на
коррекцию знаний с помощью учителя и последующую повторную аттестацию. Коррекция
знаний обучающегося проводится учителями Школы во время консультаций в течение
учебного года, на дополнительных занятиях по согласованию с родителями (законными
6

представителями). График дополнительных занятий составляется учителем в соответствии с
планом работы Школы и учебной нагрузкой учителя и утверждается заместителем директора
Школы по УВР.
Обучающийся, успешно прошедший промежуточную аттестацию, но претендующий на более
высокий балл, может пройти повторную аттестацию. При этом, если вновь полученные результаты
аттестации окажутся ниже предыдущих, то они аннулируются.
7.13. Права и ответственность Школы и учителя по организации годовой аттестации. Учитель
имеет право самостоятельно, руководствуясь программой, определить форму промежуточной
аттестации, согласовав вопрос на методическом совете Школы, с целью сохранения единства
требований и регулирования нагрузки обучающегося.
8.
Перевод обучающихся
8.1. Обучающиеся, успешно освоившие в полном объеме образовательную программу учебного
года решением педагогического совета Школы переводятся в следующий класс.
8.2. Обучающихся первого класса начальной школы ввиду отсутствия отметки в баллах на
повторное обучение не оставляются.
8.3. Обучающиеся 2-8, 10 классов, имеющие по итогам учебного года академическую
задолженность, могут быть условно переведены в следующий класс. Обучающиеся обязаны
ликвидировать академическую задолженность в течение учебного года, Школа обязана создать
условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
8.4. Обучающиеся на уровнях начального общего и основного общего образования, не освоившие
образовательные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум
и более предметам или условно переведенные в следующий класс, не ликвидировавшие
академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в иных
формах.
8.5. Обучающиеся на уровне среднего (полного) общего образования, не освоившие
образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в
следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету,
продолжают получать образование в иных формах.
8.6. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не
допускаются к обучению на следующем уровне общего образования.
8.7. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического
совета Школы. При оставлении на повторное обучение решение педагогического совета
принимается с учетом мнения родителей (законных представителей).
9.
Заключительные положения
9.1. После завершения промежуточной аттестации администрация Школы организует
обсуждение ее итогов на педагогическом совете.
9.2. Изменения и дополнения в положение о промежуточной аттестации обучающихся вносятся
по решению педагогического совета и администрации, обсуждаются на заседании
педагогического совета и утверждаются приказом директора Школы.
10.
Итоговая аттестация
10.1
Порядок
проведения
государственной
итоговой
аттестации
выпускников
регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки Российской
Федерации, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».