НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ В 2022 ГОДУ I.Пополнение структуры Профсоюза двумя новыми региональными организациями и подтверждение его единой корпоративной структуры в судебном порядке 1.Руководствуясь Федеральным конституционным законом от 5 октября 2022 года № 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 5 октября 2022 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики",Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с пунктом 6.26 статьи 51 Устава Профсоюза на заседании Исполнительного комитета Профсоюза было принято решение о создании в структуре Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации двух региональных организаций Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации в Донецкой и Луганской Народных Республиках. 2. В 2022 году Общероссийский Профсоюз образования поставил точку в подтверждении единой корпоративной структуры общероссийского отраслевого профсоюза в судебном порядке, создав по своей сути судебный прецедент в части внутрисоюзного правового укрепления всего профсоюзного движения России в части правового положения профсоюза как некоммерческой корпоративной общественной организации, основанной на членстве физических лиц. 06 сентября 2022 года Санкт-Петербургским городским судом отказано в удовлетворении ходатайства Профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в восстановлении сроков для подачи апелляционной жалобы на решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 04.10.2021 по делу № 2-4387/20211. 1 Письмо Профсоюза от 11.05.2022 №267 за подписью Председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой (с приложением Решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04.10.2021, дело №24387/2021) см. официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования. Режим доступа // O_reshenii_Kalininskogo_rayonno60533.pdf (eseur.ru) 1 04 октября 2021 года решением Калининского районного суда города Санкт-Петербурга было признано ничтожным решение конференции Профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, нарушающее единство структуры Профсоюза, выразившееся в утверждении конференцией Профсоюзной организации устава, в соответствии с которым Профсоюзная организация не относится к первичным профсоюзным организациям и не входит в структуру Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации. II.Координация и консолидация усилий Профсоюза с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагогических работников Подписан Меморандум о сотрудничестве между Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством спорта Российской Федерации. Целью настоящего Меморандума является координация и консолидация усилий Сторон по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагогических работников. Основным направлением сотрудничества Сторон является создание и поддержание условий, позволяющих обеспечивать физическое, психическое и социальное благополучие и профессионально-личностную самореализацию педагогических работников. Стороны намерены сотрудничать по всем вопросам, связанным с продвижением ценностей культуры здорового образа жизни, укреплением и развитием финансового, материального и кадрового обеспечения здоровьесберегающих условий для продуктивной педагогической деятельности. Стороны едины в том, что достижение высоких образовательных результатов обучающихся и формирование у них норм здорового образа жизни не может быть реализовано без высокого качества профессионального здоровья педагогических работников. Стороны обязуются содействовать развитию приоритета культуры профессионального здоровья педагогических работников как важной составляющей общей культуры человека и культуры социально-трудовых отношений. Стороны будут поощрять и стимулировать разработку ведомственных и иных программ и проектов по формированию и развитию условий для реализации принципов здорового образа жизни педагогических работников, профилактике профессиональных факторов риска, развитию условий для 2 формирования культуры труда и отдыха в каждой образовательной организации. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Меморандума может осуществляться в следующих формах: обмен опытом и информацией; реализация ведомственных и иных программ и проектов; создание совместных рабочих групп; осуществление взаимных консультаций; проведение мониторингов; организация встреч, научных конференций, семинаров. III.Укрепление социального партнерства в сфере образования 1.Учрежден знак Профсоюза «За вклад в развитие молодёжного педагогического движения Общероссийского Профсоюза образования». 28 ноября 2022 года на заседании Исполнительного комитета Профсоюза было принято постановление об учреждении нагрудного знака Профсоюза «За вклад в развитие Молодёжного педагогического движения Общероссийского Профсоюза образования» с целью поощрения членов Профсоюза и социальных партнёров, внесших вклад в развитие Молодёжного педагогического движения Общероссийского Профсоюза образования. 2. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования проведена всероссийская конференция «Охрана труда в организациях, подведомственных Минобрнауки России» ( 8-9сентября 2022 г.), на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в рамках которой обсуждены изменения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, вопросы совершенствования системы управления охраной труда и профессиональными рисками в образовательных организациях высшего образования. 3.Вносятся изменения в уставы образовательных организаций высшего образования в части обеспечения членства представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций в составе ученых советов вузов. В соответствии с пунктом 3.12. Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на 2021-2023 годы, стороны социального партнерства договорились о внесении изменений и дополнений в уставы образовательных организаций высшего образования в части обеспечения делегирования 3 представителей соответствующего выборного органа первичных профсоюзных организаций для их участия в работе коллегиальных органов управления организацией и комиссиях, осуществляющих избрание по конкурсу на должности профессорско-преподавательского состава и для проведения аттестации работников. Необходимость включения в Отраслевое соглашение данной договоренности была обусловлена, прежде всего, тем, что председателей первичных профсоюзных организаций во многих вузах не включали в состав ученого совета, так как в форме типового устава не была предусмотрена процедура избрания на конференции или вхождения по должности в состав ученого совета председателей или представителей профкомов. С целью реализации договоренностей по включению в состав ученого совета представителей профкомов Минобрнауки России в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования направило письмо № МН-7/5311 от 23.09.2022 г., которым рекомендовало внести изменения в уставы, в соответствии с приложением к данному письму. В соответствии с приложением к данному письму в состав ученого совета должны входить по должности в соответствии с решением ученого совета – председатель первичной профсоюзной организации работников, председатель первичной профсоюзной организации студентов и председатель студенческого совета университета. К 1 октября 2022 года Минобрнауки России просило отчитаться все образовательные организации высшего образования о проделанной работе по внесению изменений в уставы. Из 221 образовательной организации высшего образования порядка 80% ответили утвердительно на вопрос о внесении в свои уставы до 1 октября 2022 года предложенных Минобрнауки России изменений. Среди оставшихся 20% вузов, которые ответили, что еще не внесли изменения, подавляющее большинство ответили, что находятся в процессе внесения изменений. Многие отметили, что у них и сейчас председатели первичных профсоюзных организаций являются членами ученого совета. Две организации ответили, что не вносят изменений, так как у них нет членов Профсоюза. Некоторые образовательные организации высшего образования, входящие в эти 20% считают, что председатели первичных профсоюзных организаций должны избираться конференцией, и в своих образовательных организациях они будут избирать представителей профкомов на конференциях работников и обучающихся. 4 IY. Действия Профсоюза в целях создания эффективной системы непрерывного обучения профсоюзных кадров и актива 1. Общероссийский Профсоюз образования и Российская академия образования открыли совместную лабораторию изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров в целях системной реализации уставных задач Профсоюза по организационному укреплению Профсоюза в части реализации мер по созданию эффективной системы непрерывного обучения профсоюзных кадров и актива, повышению эффективности формирования и использования кадрового резерва в организациях Профсоюза. Лаборатория изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров вошла в Центр развития педагогического образования Российской академии образования. Научным руководителем нового структурного подразделения стал член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук Александр Савенков; возглавил лабораторию научный руководитель Учебного центра Профсоюза, кандидат педагогических наук, доцент Раис Загидуллин. Учёные выяснят, какие факторы сильнее всего влияют на качество труда учителей. Среди приоритетных направлений предстоящих исследований — структура, нормы и динамика изменений условий труда педагогических работников, его эффективность и продуктивность; кадровый ресурс и рынок труда педагогических работников в регионах; мотивация, динамика ценностей и культуры работы педагогов, социокультурные условия их жизни. 2.Использование Профсоюзом площадки проведенного совместно с Российским союзом ректоров Всероссийского круглого стола (март 2022 года) для объединения внутри Профсоюза молодых работников образовательных организаций высшего образования в целях повышения профессиональных компетенций, обеспечения систематической коммуникации и непрерывного обмена опытом по эффективному решению социально-экономических проблем. Одним из основных направлений деятельности первичных профсоюзных организаций работников образовательных организаций высшего образования и ректорского корпуса призвана стать их совместная работа по выработке и реализации комплекса мер в сфере молодежной политики для определения 5 путей решения социально-экономических и профессиональных проблем молодых работников с учетом их специфических интересов, воспроизводства научных и педагогических кадров в университетах, а также развития потенциала молодежи и его использования в интересах российского государства. Общероссийским Профсоюзом образования при поддержке Российского союза ректоров в марте 2022 года был проведен Всероссийский круглый стол о перспективах профессионального роста и путях реализации социальных ожиданий молодых работников университетов «Приоритеты государства и общества в привлечении молодежи к работе в университетах России». В качестве спикеров активное участие приняли представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, ректорского корпуса, ведущие учёные в области социологии молодёжи и трудового права, руководители региональных и первичных организаций Общероссийского Профсоюза образования, представители крупных государственных корпораций. Участниками круглого стола были рассмотрены вопросы, касающиеся социальных гарантий для молодых преподавателей и исследователей как фактора их успешной профессиональной карьеры, а также эффективности социального партнёрства как механизма создания дополнительных возможностей для успешной работы молодых специалистов в образовательных организациях высшего образования. 3. Студенческий координационный Совет Общероссийского Профсоюза образования (далее - СКС Профсоюза) при поддержке Профсоюза успешно реализует комплекс мероприятий по обучению профсоюзного актива, а также по подготовке и повышению квалификации студенческих профсоюзных лидеров – кадрового резерва Профсоюза, используя также возможности дополнительной финансовой поддержки. Повышение качества и эффективности мероприятий, проводимых СКС Профсоюза при поддержке Профсоюза, стало возможным благодаря активному участию студенческих первичных профсоюзных организаций в конкурсах для получения грантовой поддержки через Президентский фонд культурных инициатив и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь) с целью получения дополнительного финансирования. К числу успешно реализуемых СКС Профсоюза при поддержке Профсоюза проектов следует отнести: Всероссийскую школу-семинар членов стипендиальных комиссий «Стипком», Всероссийский 6 образовательный проект «ПРОлидер», Профсоюзную площадку в рамках проведения Всероссийского молодёжного образовательного летнего форума «Территория смыслов», Всероссийский образовательный проект «Лекториум», Всероссийский конкурс «Студенческий лидер», Всероссийский конкурс на лучшее профбюро «Ты лидер», Всероссийский медиафорум «Точка Сбора», Всероссийский форум студенческих советов общежитий образовательных организаций высшего образования, Всероссийскую онлайншколу для профсоюзного актива. Y.Развитие цифровых решений в деятельности Профсоюза Использование цифровых технологий в деятельности профсоюзных организаций позволяет оперативно решать внутрисоюзные и многие другие задачи, в том числе по информированию членов Профсоюза и общества о деятельности Профсоюза и его профсоюзных организаций, расширению каналов коммуникаций с членами Профсоюза и профсоюзным активом, увеличению охвата обучающими мероприятиями профсоюзных кадров и актива. 1. Проведен Профсоюзный диктант. Первые шаги по формированию и использованию личного кабинета члена Профсоюза 27 сентября состоялась Всероссийская просветительская акция «Профсоюзный диктант», объявленная Исполнительным комитетом Профсоюза (постановление от 12 июня 2022 года № 12-6) и приуроченная ко дню рождения Общероссийского Профсоюза образования. В диктанте приняло участие более 30000 человек. Основная цель диктанта — дальнейшее формирование корпоративной культуры Профсоюза, активное вовлечение в цифровую профсоюзную среду работников и обучающихся системы образования и пополнение ими багажа знаний об основных принципах и направлениях деятельности Профсоюза. Доступ к заданиям диктанта был организован через личный кабинет 30355 членов Профсоюза на сайте Общероссийского Профсоюза образования https://www.eseur.ru. В личном кабинете члена Профсоюза хранятся личные документы о вступлении в Профсоюз, номер электронного профсоюзного билета, ссылки на полезные информационные ресурсы, контактные данные аппарата Профсоюза, информация о программах лояльности Профсоюза. Через 7 личный кабинет можно принять участие в опросах, просветительских, обучающих мероприятиях, проводимых Общероссийским Профсоюзом образования. Создание личного кабинета возможно с помощью онлайн-сервиса «Вступить в Профсоюз» на сайте Профсоюза и большинства региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза как при вступлении работником или обучающимся в Профсоюз, так и действующим членом Профсоюза после заполнения короткой анкеты. 2.Автоматизация отчетности – важный шаг на пути к повышению эффективности деятельности председателей организации Профсоюза В автоматизированной информационной системе «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» ( далее- АИС) на электронном учете состоят 76% членов Профсоюза. Своевременное и качественное пополнение данными единой информационной системы позволяет все большему количеству председателей организаций Профсоюза формировать статистический отчет профсоюзных организаций в автоматическом режиме. За 2022 год автоматизировано формирование отчета по коллективнодоговорной кампании профсоюзных организаций по формам КДК-1, КДК-2, КДКО. Таким образом, с 2023 года по всей структуре Профсоюза станет на 1 бумажный отчет меньше. 3.Стартовал новый сетевой проект- образовательно-методический марафон «Профсоюзный эдьютон» В рамках Года корпоративной культуры в Общероссийском Профсоюзе образования в 2022 году в целях обмена методиками, апробированными на опыте региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, стартовал образовательно-методический марафон «Профсоюзный эдьютон». В течение года своими «лайфхаками» (полезными навыками,удачными находками) в формате коротких видеоуроков делились специалисты по информационной и организационной работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, которые размещались еженедельно в плейлисте «Профсоюзный эдьютон» на канале Общероссийского Профсоюза образования в YouTube. За это время информационно-методический банк Профсоюза существенно пополнился электронными обучающими материалами, которые будут полезны не только коллегам, но интересны и «внешней» аудитории. 4. Новый сетевой проект Общероссийского Профсоюза образования «Право на право» 8 По инициативе Молодёжного педагогического движения в Профсоюзе (Совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза и клуба « Наставник») в 2022 году стартовал новый сетевой проект Общероссийского Профсоюза образования «Право на право». Данный проект — это ежемесячное представление информации в социальных сетях («Вконтакте», « Телеграмм», «Youtube») на официальных страницах Профсоюза под рубрикой « Право на право», в которой на самые актуальные вопросы, поступающие от молодых членов Профсоюза, в кратком и доступном формате отвечают специалисты департамента общественных связей аппарата Профсоюза. В ноябре 2022 года в рамках проекта был запущен формат работы по интересующим членов Профсоюза темам «Право на право «Live», предполагающий проведение в сети «Интернет» семинара по заданной теме с последующими ответами специалистов правового департамента аппарата Профсоюза на вопросы слушателей. 5.Профсоюз помогает педагогическим работникам защитить свои права, честь и доброе имя в сети «Интернет» В целях защиты прав и интересов педагогических работников в современных цифровых условиях Профсоюз подготовил информационнометодический материал о регулировании отношений и защите педагогическими работниками своих личных прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени в сети «Интернет», принимая во внимание, что «Интернет-право» не является отдельной отраслью права. Действующее законодательство не содержит норм, достаточных для системного регулирования данной сферы отношений в сети «Интернет». Появляющиеся в сети «Интернет» проблемы, связанные с защитой личных прав человека, актуализируются не на уровне законодательства, а на уровне судебной практики. Законодательство Российской Федерации в настоящее время содержит только специальные нормы, которые регулируют отдельные аспекты отношений в сети «Интернет» по мере необходимости и факту возникновения. Правовая информация по данному вопросу является разрозненной и недостаточной. Педагогическим работникам – пользователям сети «Интернет» сложно ориентироваться в массиве законодательных норм различных отраслей права (гражданское, административное, уголовное и прочее) и защищать свои права без соответствующего комплексного информационно-методического материала. В целях практического руководства по защите чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников в сети «Интернет», а также в целях предотвращения возможных нарушений прав педагогических 9 работников, возникающих в сети «Интернет», Профсоюзом подготовлен информационно-методический материал в форме инфографики (правовой навигатор: защити свои права в интернете)2. При пользовании указанной инфографикой, содержащей наглядное, методическое и комплексное представление о защите своих конституционных и гражданских прав, всеми незапрещёнными законом способами педагогические работники имеют практическое руководство по защите своей чести, достоинства и деловой репутации в сети «Интернет», а также конкретные рекомендации о том, как предотвратить возможные нарушения своих прав, возникающие в сети «Интернет». Инфографика возымела успех на официальных страницах Общероссийского профсоюза образования во всех социальных сетях. 6. СКС Профсоюза разработал и внедрил мобильное приложение для обучающихся «СКС РФ». Приложение «СКС РФ» - проект Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, который успешно внедряется в студенческих профсоюзных организациях. На ноябрь 2022 года к программе приложения подключились 155 вузов из 55 регионов Российской Федерации. В мобильном приложении «СКС РФ» зарегистрировано более 94 000 обучающихся. Функционал приложения регулярно расширяется и обновляется для корректной работы на различных устройствах, а также в целях соответствия запросам студенческой аудитории и целям Профсоюза. На сегодняшний день представлены несколько крупных разделов. 1. Дисконтная программа. Мобильное приложение «СКС РФ» — это самая большая в Российской Федерации программа лояльности для студентов в формате приложения. Одно единственное приложение заменяет множество дисконтных карт: сотни скидок в магазинах, аптеках, кафе и пр. Студент, путешествуя по стране, выбирает город и видит партнеров программы по данному городу/региону. Используя мобильное приложение, первичные профсоюзные организации получают подробные рекомендации по заключению договоров в своих городах. Доступны постоянные скидки, акции. Через приложение реализуется и программа РЖД-бонус. 2. База знаний. В мобильном приложении создан правовой справочник по важным для студентов вопросам по 12 разделам (Профсоюз, стипендии, общежития и т. д.). Статьи содержат ссылки на нормативно-правовые акты федерального уровня. У первичных профсоюзных организаций есть 2 Правовой навигатор размещён на официальном сайте Профсоюза. Режим доступа // chromeextension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://www.eseur.ru/Files/Pravovoy_navigator_zaschiti_svo594 22.pdf 10 возможность добавлять свои «вопросы-ответы», делать ссылки на документы, полезные для студентов конкретной образовательной организации. 3. Публикация новостей. В мобильном приложении «СКС РФ» представлена актуальная информация о профсоюзных организациях, возможно размещение новостей, а также анонсов мероприятий. Функционал позволяет сделать публикацию для вуза/региона/страны, конкретного факультета/курса, а также ограничить по времени или поставить таймер. 4. Регистрация на мероприятия и проведение опросов. Этот раздел повторяет функционал публикации новостей, но с возможностью установки даты мероприятия/регистрации, выставления количества мест, выгрузки списка участников. Данный функционал будет существенно расширен в ближайшем релизе приложения и позволит проводить полноценные опросы пользователей и регистрацию на мероприятия по типу google-форм, но через защищенную систему и без необходимости заполнения личных полей. Каждый студент - член Общероссийского Профсоюза образования может бесплатно подключиться к системе в профкоме своей образовательной организации. 7.Реализован проект по созданию виртуальной образовательной среды для членов Профсоюза и online - платформы для проведения голосований, социологических опросов и мониторингов. В целях повышения уровня знаний и компетенций профсоюзных лидеров и обеспечения мобильного характера образовательного процесса, по инициативе Координационного совета председателей профсоюзных организаций работников вузов (КСП Профсоюза) создан дистанционный образовательный портал, предназначенный для создания виртуальной образовательной среды и повышения продуктивности взаимодействия участников образовательного процесса. Данный портал доступен в сети интернет по адресу https://edu2pro.ru. На web-портале доступен интерактивный образовательный курс «Мотивация профсоюзного членства», разработанный членами Президиума КСП Профсоюза, который содержит как теоретические материалы, так и видео-лекции, рассказывающие о реальных кейсах по мотивации, применяемых первичными профсоюзными организациями работников вузов. Данный учебный курс прошел апробацию среди членов КСП Профсоюза и получил положительную обратную связь. Также в разработке находится 11 дистанционный образовательный курс, посвященный специфике заключения коллективных договоров (автор курса – Александров В.В.). В условиях санкционных рисков и возможности блокировки сервисов Google на указанной платформе размещён сервис для проведения голосований, опросов и анкетирования. Сервис доступен по адресу http://monitor.edu2pro.ru/. В настоящий момент проводится социологический опрос о фактических сроках трудовых договоров, заключаемых в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России и Минпросвещения России, а также МГУ и СПбГУ, с педагогическими работниками, относящимися к профессорскопреподавательскому составу. В дальнейшем планируется масштабирование платформы и её синхронизация с АИС Профсоюза. YI. Участие Профсоюза в обеспечении трудовых и социальных гарантий педагогических работников 1. Новое подтверждение значимости утверждения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений для защиты трудовых прав и обеспечения социальных гарантий работников сферы образования в 2023 году 1) В результате согласованных действий Профсоюза и Минпросвещения России в IX отраслевой раздел был включен пункт 36.9 следующего содержания: «При переводе в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренерпреподаватель» применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим разделом.» Таким образом, в разделе были закреплены все действующие условия труда, включая норму учебной (тренировочной) нагрузки-18 часов) для тренеров–преподавателей и старших тренеров - преподавателей, на должности которых могут быть переведены тренеры. 12 2) В результате тщательной проработки Профсоюзом совместно с Минпросвещения России аналитических сравнительных материалов по вопросам нормирования труда, в том числе учебной (тренировочной) нагрузки, структуры заработной платы, социальных гарантий тренеров по спортивной подготовке в системе Минспорта России и тренеров – преподавателей в системе Минпросвещения России, подготовлено и направлено совместное письмо Общероссийского Профсоюза образования и Общероссийского Профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма в Минтруд, Минспорт, Минпросвещения России с предложением о приостановке введения в действие ряда положений Федерального закона № 127-ФЗ с 1 января 2023 года (письмо от 02.12.2022 № 633/ПФК-130/22) в целях дополнительной проработки вопросов обеспечения реализации Федерального закона № 127-ФЗ и поручений Президента Российской Федерации по соответствующей тематике. 3) В целях определения уровня оплаты труда советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Профсоюзом совместно с Минпросвещения России было разработано предложение, на основе которого в IX раздел Единых рекомендаций был включен пункт 36.10. следующего содержания: «Оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями рекомендуется устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по должности учителя». 2. Действия Профсоюза, направленные на увеличения сроков заключения трудовых договоров с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава в соответствии с Отраслевым соглашением и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Общероссийский Профсоюз образования планомерно ведет работу по внесению изменений в нормативную-правовую базу на всех уровнях с целью увеличения сроков заключения трудовых договоров с педагогическими работниками, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и установления запрета на заключение краткосрочных трудовых договоров (сроком менее 3 лет) с данной категорией работников образовательных организаций высшего образования. Первый шаг, это - установление требования о минимальном сроке трудового договора с педагогическими работниками из числа профессорско13 преподавательского состава. Понимая проблематику краткосрочных трудовых договоров, стороны социального партнерства высшей школы на федеральном уровне согласовали новые условия пункта 4.4. Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021–2023 годы (далее – Отраслевое соглашение), который устанавливает порядок определения срока трудового договора, заключаемого с педагогическими работниками из числа профессорскопреподавательского состава. Согласовано, что, если трудовой договор с успешно прошедшим конкурс преподавателем на ранее занимаемую им должность по основному месту работы не может быть заключен на неопределенный срок, то срок договора должен составлять не менее трех лет. Второй шаг, это факт учета мнения Профсоюза Конституционным Судом Российской Федерации при подготовке решения по делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации. В письме Председателя Профсоюза Меркуловой Г.И. № 107 от 01.03.2022г. была представлена позиция Профсоюза о целесообразности изменения правового регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками, относящимися к профессорскопреподавательскому составу, с целью повышения стабильности их занятости, в том числе путем установления в федеральном законодательстве минимального срока избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности и указания на обязанность работодателя заключать с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор, срок которого должен быть не менее срока избрания. Предложено, чтобы трудовые договоры с педагогическими работниками, относящимися к профессорскопреподавательскому составу, должны заключаться преимущественно на неопределённый срок и лишь в отдельных случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, по соглашению сторон на срок не менее трех лет. Перечень этих случаев должен однозначно толковаться сторонами трудового договора. Должны быть определены конкретные и легко определяемые случаи, например, избрание по конкурсу впервые в образовательной организации или перевод с одной должности на другую при переходе на следующий квалификационный уровень. Профсоюз также предложил принять во внимание договоренности, которые были достигнуты между Минобрнауки России и Профсоюзом по данному вопросу в Отраслевом соглашении. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 2022 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности частей первой 14 и восьмой статьи 332 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова использовал аргументацию, изложенную Профсоюзом в письме, и рекомендовал всем образовательным организациям высшего образования до внесения федеральным законодателем изменений в статью 332 ТК РФ руководствоваться нормой пункта 4.4. Отраслевого соглашения между Минобрнауки России и Профсоюзом и заключать трудовые договоры на срок не менее трех лет. На сегодняшний день имеется два проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации» во исполнение постановления КС РФ от 15 июля 2022 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова». 1. Первый законопроект был подготовлен Минобрнауки России по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 21 июля 2022г. № ДЧ-П8-12314. Этим законопроектом в статью 332 ТК РФ добавляются фактически только две правовые новеллы: трёхгодичный минимальный срок трудового договора с преподавателем, а также отнесение полномочий по определению срока трудового договора коллегиальному органу образовательной организации высшего образования, осуществляющему избрание по конкурсу. Таким образом, в образовательных организациях высшего образования попрежнему останутся только срочные трудовые договоры, и их сроки будут установлены преимущественно на три года. Параллельно с законопроектом Минобрнауки России группа депутатов Государственной Думы (С.В.Кабышев, А.Г.Мажуга, В.В.Смирнов) и сенаторов Российской Федерации (Л.С.Гумерова, А.А.Клишас, И.В.Рукавишникова) 02.09.2022 г. направила для рассмотрения свой законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Данный законопроект оставляет возможность работодателю заключать с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава краткосрочные трудовые договоры от 1 года до 3 лет, а также предлагает отказаться от регулирования порядка проведения конкурсного отбора на федеральном уровне, предложив внести изменения в часть 6 статьи 332 ТК РФ, чтобы порядок и условия конкурсного отбора регулировались самостоятельно образовательными организациями высшего образования. Таким образом, решение по этим двум законопроектам остается за федеральным законодателем. 15 YII. Использование Профсоюзом мониторинга в качестве инструмента оценки эффективности реализации властью социальных проектов в сфере образования 1.В 2022 году дважды проводился мониторинг размеров должностных окладов (ставок заработной платы) работников образовательных организаций высшего образования с целью осуществления контроля за выполнением пункта 5.2.2. Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на 2021– 2023 годы, в соответствии с которым размеры должностных окладов, ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп должны быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Результаты мониторингов и предложения по устранению нарушений данного пункта Отраслевого соглашения со стороны руководителей целого ряда образовательных организаций высшего образования доведены до сведения представителей Минобрнауки России. 2.В сентябре- октябре 2022 года Профсоюзом проведен мониторинг размеров ставок заработной платы (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, применяемых в системах оплаты труда педагогических работников во всех субъектах Российской Федерации. Итоги проведенного мониторинга направлены в Минпросвещения России ( в Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников) и в региональные ( межрегиональные) организации Профсоюза. Данный мониторинг был проведен Профсоюзом в связи с новым этапом проведения консультаций между Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования по параметрам оплаты труда педагогических работников в связи с проведением пилотного проекта в шести регионах России по моделированию размеров заработной платы педагогических работников разных категорий (за исключением ППС) с применением формирующихся требований к системе оплаты труда педагогических работников для последующего рассмотрения и утверждения их Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в связи с необходимостью уточнения позиции Профсоюза по вопросам оптимальной структуры заработной платы и основных параметров оплаты труда 16 педагогических работников на основе актуализированных данных по структуре и параметрам заработной платы, применяемых в субъектах РФ. 3.Профсоюзом был организован и проведен экспресс-опрос региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по порядку и условиям введения в общеобразовательных организациях 45 субъектов РФ должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими и общественными объединениями», по результатам которого письмом Профсоюза от 22.10.2022 № 532 направлена в Минпросвещения России информация об итогах проведенного Профсоюзом мониторинга с предложением проведения консультаций представителей Минпросвещения России, Минтруда России, РДШ и Профсоюза в целях определения комплекса необходимых мер (и сроков реализации) для закрепления социального статуса педагогических работников, замещающих эти должности. 4.В целях изучения практики реализации мер по внедрению в субъектах Российской Федерации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей Общероссийским Профсоюзом образования проведен экспресс-опрос 16 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, представляющих 17 субъектов (Письмо Профсоюза от 30.06.2022 № 359). Результаты проведенного опроса были использованы представителем Профсоюза в выступлении в ходе Всероссийского информационнометодического семинара «Внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций», состоявшегося под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации на площадках Алтайского института развития образования имени А.М.Топорова и в педагогическом технопарке «Кванториум» Алтайского государственного педагогического университета (август 2022 года), в котором приняли участие свыше 170 представителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций дополнительного профессионального образования из 56 субъектов Российской Федерации. 17 YIII. Охрана труда и здоровья – приоритетное направление деятельности Профсоюза 1.Совершенствование обучения и профессиональной подготовки технической инспекции труда Профсоюза 2022 год – год глобальных изменений в законодательстве по охране труда, связанных, прежде всего, со вступлением в силу с 1 марта 2022 года Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», значительно реформировавших раздел Х « Охрана труда», а также принятием целого ряда подзаконных актов. На сегодняшний день утверждены такие нормативные документы как: - приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»; - постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»; - приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»; - приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование»; - приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников», а также ряд других документов. Обновление нормативной правовой базы вызвало необходимость повышения уровня знаний технической инспекции труда Профсоюза в области охраны труда. В связи с этим в мае-июне 2022 года в Москве и Алтайском крае состоялись обучающие семинары технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза. По результатам обучения 80 слушателям из 75 субъектов РФ выданы свидетельства о повышении квалификации и удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, позволяющие на легитимной основе осуществлять общественный контроль за соблюдением 18 трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда. Обучение по охране труда продолжилось на региональном и территориальном уровнях организаций Профсоюза. Так, в сентябре 2022 года в Республике Алтай прошла серия обучающих семинаров , в которых приняли участие свыше 200 представителей профактива организаций Профсоюза. Широкое распространение знаний в области охраны труда позволило значительно повысить уровень профессиональных компетенций работников, осуществляющих общественный контроль по охране труда. 2.Совершенствование системы общественного контроля по охране труда Масштабные изменения законодательства по охране труда обусловили необходимость актуализации полномочий лиц, осуществляющих общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда. На состоявшемся 28 ноября 2022 г. заседании Исполнительного комитета Профсоюза были утверждены в новой редакции Положения о технической инспекции труда и об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации. В настоящих документах полномочия технической инспекции труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда дополнены и актуализированы, в том числе в части участия в работе комиссий по проверкам готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года, и организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых перед началом летней оздоровительной кампании, осуществления контроля за ведением учета микроповреждений (микротравм) работников, а также проведением мероприятий по управлению профессиональными рисками, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровня профессиональных рисков на рабочих местах работников образования. 19