1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Начальное техническое конструирование и моделирование» и порядок ее утверждения разработан в соответствии с Федеральным Закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерацииот31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодѐжи», Положением о дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодѐжи». В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно - научного мышления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. В процессе моделирования дети создают различные по сложности конструкции, получают практические навыки работы с различными материалами и инструментами, развивая тем самым свои технические способности. Направленность (профиль) программы Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках технической направленности для обучающихся 7–12 лет. Актуальность программы: В последние годы в нашей стране обострилась проблема нехватки высоко квалифицированных инженерных кадров. Для того чтобы соответствовать реалиям времени, нам нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Ребенок с творческими способностями способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. 2 Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У школьника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности. Отличительными особенностями данной программы является: - комплексный подход к содержанию в области технического творчества; - формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов; - пробуждение у детей интереса к науке и технике. Программа построена так, что дети, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. На занятиях конструирования ребенку открывается новый мир, предоставляется возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настрой на позитивный лад, снятие эмоционального и мышечного напряжения. В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Программа даѐт элементарные навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной форме. Педагогическая целесообразность заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим творчеством решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие. Адресат программы. Программа предназначена для работы с обучающимися 7-12 лет (1-6 классы общеобразовательной школы). Состав группы постоянный. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой либо специальной подготовки не требуется. Программа многоуровневая: первый год обучения – стартовый, второй год обучения базового уровня. Срок освоения: Программа рассчитана на 2 года обучения 1 год обучения – 144 часов в год. 2 год обучения – 144 часов в год. Режим занятий: Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14 Продолжительность одного академического часа – 45 мин Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 4 часа Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 3 Особенности организации образовательного процесса Формы реализации программы: Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или еѐ часть может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Основную часть времени каждого занятия занимает практическая работа. Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные, коммуникативные, учебные и творческие способности, на обучение детей с ОВЗ, детей группы риска. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: лекции, экскурсии, соревнования. Программа предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. Содержание, предлагаемые задания и задачи, предметный материал программы дополнительного образования детей организованы в соответствии со следующими уровнями сложности: 1) «Начальный уровень». Обучающимся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. 2) «Базовый уровень». Обучающимся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. Способы и формы определения результативности: Способы и методики определения результативности весьма разнообразны. Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выставки, конкурсы. Необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они сами изъявили желание участвовать в этих выставках, праздниках, проявляя своѐ творчество, смекалку и способности. По результатам работы в течение учебного года лучшие обучающиеся будут отмечены грамотами. Для оценки эффективности данной программы педагог проводит мониторинг обучающихся по диагностическим - картам. Диагностические - карты разрабатываются педагогом и включают в себя два раздела теоретический и практический. Мониторинг проводится три раза: - вводный (для определения первичного уровня); - промежуточный (проводится с целью определения уровня полученных ЗУНов за первое полугодие); - итоговый (проводится в конце учебного года для выявления уровня освоения программы). a. Цель и задачи программы Цель программы - создание условий для творческого и личностного развития младших школьников, а также начальное формирование первоначальных 4 конструкторских умений на основе конструирования и способностей к техническому творчеству. Задачи программы: Обучающие: - научить приѐмам и правилам пользования инструментами ручного труда, приѐмам работы с бумагой, картоном и другими материалами, способам соединения деталей; - научить изготавливать своими руками простейшие поделки, игрушки, машины, самолеты. Развивающие: - развивать познавательный интерес учащихся, пространственные представления, а также память, внимание, творческое мышление, воображение, фантазию, сообразительность; - формировать углубленные знания по истории развития техники, навыки умственных действий (сравнение, сопоставление, составление плана предстоящей работы); - стимулировать поиск нестандартных решений, творческое мышление, технические способности. - развивать волю, терпение, самоконтроль. Воспитательные: - воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию; - прививать навыки свободного общения друг с другом и педагогом; - способствовать воспитанию эстетического вкуса. В результате освоения программы «Начальное техническое конструирование и моделирование » первого года обучения обучающиеся должны: Знать: - название и назначение материалов из которых изготавливаются поделки (бумага, ватман, копировальная бумага, цветная, картон, клей); - название и назначение инструментов и приспособлений (ножницы, кисточки, скрепки и т.д.) - графическое изображение линий – видимого контура, сгиба, отреза, надреза, складывания, места нанесения клея; - название рабочих операций при изготовлении модели – обводка по шаблону, вырезание, отделка, склеивание; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Уметь: - планировать и организовывать свою работу; - определять материал, из которого изготовлено изделие; - работать простейшим ручным инструментом, соблюдая правила безопасности; - выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов; - выполнять различные отделочные работы – раскрашивание, оклеивание. - изготавливать простейшие модели техники, зданий, мебели. 1.3 Содержание программы Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы первого года обучения №п /п Название раздела, темы Количество часов 5 Формы аттестации Всего Теор ия Прак тика 2 2 1 1 1 1 1 1 _ Инструктаж Опрос Опрос 5 1 4 Тест 12 2 10 10 2 8 Моделирование и конструирование поделок из нетрадиционных материалов. «Мастерская деда Мороза». Моделирование сувениров и игрушек. Декоративно – прикладное творчество 10 1 9 Практическая работа Практическая работа Выставка работ 16 0 16 Выставка работ 20 4 16 Выставка работ 10 2 8 10 2 8 10 2 8 13. Конструирование макетов и моделей водного транспорта Конструирование макетов и моделей воздушного транспорта Конструирование макетов и моделей наземного транспорта. Работа с наборами готовых деталей. 8 2 6 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 14. LEGO – конструирование 24 2 22 Практическая работа 2 _ 2 Выставка работ 144 24 120 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие о материалах и инструментах. Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с условными обозначениями графических изображений Конструирование из плоских геометрических деталей Аппликация Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год ИТОГО: 15. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Теория: Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому конструированию и моделированию в текущем году с учѐтом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практика: Вырезание деталей по шаблону. 2. Понятие о материалах и инструментах. Теория: Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Инструменты ручного труда (нож, ножницы, шило, линейка, угольник, кисти и д.р.). Правила безопасности работы с колющими и режущими инструментами. Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Изготовление из плотной бумаги самолѐта, кораблика с использованием инструментов. 3. Знакомство с технической деятельностью человека. 6 Теория: Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека. 4. Знакомство с условными обозначениями графических изображений. Теория: Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Линии видимого контура. Сплошная, толстая линии. Линии сгиба. Обозначение места для клея. Масштаб, нанесение размеров. Практика: Изготовление упрощенных моделей транспорта (по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура, места для клея. 5. Конструирование из плоских геометрических деталей. Теория: Понятие «Плоское изображение». Практика: Изготовление плоских моделей из наборов, геометрических фигур различных по размеру, цвету, форме (кораблик, паровоз…) 6. Аппликация. Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. Техника безопасности при работе с клеем. Практика: Изготовление аппликации по образцу, по замыслу. 7. Моделирование и конструирование поделок из нетрадиционных материалов. Теория: Понятие о нетрадиционных материалах. Правила безопасной работы с ними. Практика: Изготовление поделок из пустых капсул, пробок и проволоки, пенопласта. 8. Мастерская деда Мороза» Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества. Способы и приѐмы изготовления сувениров, новогодних поделок из разных материалов. Техника безопасности работы с клеем , режущими инструментами. Практика: Изготовление новогодних поделок, сувениров, украшений из бумаги, ткани, ваты, природных материалов, их декоративное оформление. 9. Декоративно - прикладное творчество. Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества Лепка. Материалы и инструменты. Бисероплетение. Техника параллельного плетения и плетения по схеме. Правила техники безопасности при работе с иглами, шилом, ножницами. Практика: Изготовление изделий. 10. Конструирование моделей водного транспорта. Теория: Водный транспорт. Значение морского и речного флота. Классификация моделей кораблей и судов, их назначение: гражданские суда, военные корабли, подводные лодки, яхты. Основные элементы судна: нос, корма, палуба, борт. Технология сборки плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б)при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклепок» из мягкой тонкой проволоки. Практика: Изготовление моделей водного транспорта. 11. Конструирование моделей воздушного транспорта. Теория: Авиация, и ее значение в жизни людей. Виды самолѐтов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и др. Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль. Практика: Изготовление моделей воздушного транспорта. 12. Конструирование моделей наземного транспорта. Теория: Понятие о машинах. Назначение автомобильного транспорта. Отличие грузовых и легковых автомобилей. Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса. Практика: Изготовление моделей наземного транспорта. Моделирование паровоза с вагончиками по собственному замыслу. 13. Работа с наборами готовых деталей. 7 Теория: Ознакомление с деталями набора. Названия и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приѐмы соединения деталей. 3накомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка моделей по рисунку-схеме. 14. LEGO – конструирование Теория: Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей. Практика: Конструирование моделей из комплекта заданий. 15. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Практика: Выставка детских работ объединения. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год первый год обучения. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 36 72 4 144 16 20 15.09.2023 31 декабря- 9 января 31.05.2024 Планируемые результаты первого года обучения Личностные: -сформирована любознательность, стремление к творческой деятельности. -сформированы навыков совместной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи. -сформировано позитивное отношение к труду. Метапредметные: -умеет планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и самоанализ. -умеет правильно организовать свое рабочее пространство с учетомсоблюдения правил безопасности. -умеет оценивать результаты своего труда. -использует приобретенные знания и умения для творческого решениянесложных конструкторских задач. Предметные: -знает элементарные понятия мира техники, владеет его терминологией. -знает способы и приемы обработки различных материалов. -знает свойства материалов. -умеет конструировать -сформированы навыки самостоятельной творческой и проектной деятельности -знает правила техники безопасности 8 Учебный (тематический) план второго года обучения Цель второго года обучения: способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения №п /п Раздел, тема Количество часов Всего Теория Формы аттестации Практика Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. Работа с природными материалами. 2 2 2 8 1 1 1 7 12 3 9 8 1 7 8 1 7 12 2 10 12 1 11 10 1 9 10. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертѐжным инструментом. Моделирование путем сгибания и складывания бумаги «Оригами» Модульное «оригами» - бумажный конструктор. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов Конструирование и моделирование поделок из нетрадиционных материалов. Моделирование транспортной техники 24 2 22 11. Декоративно - прикладное творчество. 18 1 17 12. Работа с готовыми наборами конструктора 3D Программа Lego Digital Designer 8 1 7 18 2 16 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 13. Инструктаж Опрос Практическа я работа Опрос Практическа я работа Практическа я работа Выставка работ Выставка работ Выставка работ Практическа я работа Выставка работ Практическа я работа Практическа я работа Выставка работ Заключительное занятие. 2 2 Подведение итогов и анализ работы за год ИТОГО: 144 21 123 Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Теория: Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому конструированию и моделированию в текущем году с учѐтом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. 14. 9 Практика: Вырезание деталей по шаблону. 2. Понятие о материалах и инструментах. Теория: Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Инструменты ручного труда (нож, ножницы, шило, линейка, угольник, кисти и д.р.). Правила безопасности работы с колющими и режущими инструментами. Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Изготовление из плотной бумаги самолѐта, кораблика с использованием инструментов. 3. Работа с природными материалами. Теория: Понятие «Природный материал». Его свойства. Особенности работы с природным материалом. Практика: Подготовка материала к работе. Поделки из шишек, коры, корней веточек, мха. 4. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертѐжным инструментом. Теория: Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая.Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Закрепление знаний об условных обозначениях: диаметра, радиуса. Совершенствование умений деления окружности на 3, 4, 6, 8, 12 частей и чтения основных размеров. Практика: Изготовление игольниц в виде 4-, 6-, 8- и 12-лепестковых цветков и циферблатов часов с применением циркуля (деление окружности). Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. 5. Моделирование путем сгибания и складывания бумаги «Оригами». Теория: Закрепление и расширение знаний складывания базовых форм, понятия диагонали, острый угол, тупой угол и прямой угол, стороны квадрата, стороны треугольника, линия сгиба «долиной», линия сгиба «горой», равные углы и т.д. Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Практика: Изготовление моделей путѐм сгибания бумаги: модели наземного, воздушного, водного транспорта. Игры и соревнования. 6. Модульное «Оригами» - бумажный конструктор. Теория: История развития техники модульного «оригами». Правила безопасной работы. Материалы и инструменты. Разметка. Складывание треугольных модулей. Практика: Изготовление треугольных модулей. Соединение модулей по схеме в готовое изделие (сборка). Выставка выполненных работ. 7. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга и т. д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Практика: Изготовление "Геометрического конструктора" из плотной бумаги (геометрические фигуры, различные по форме и размеру). 8. Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов. Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества. Способы и приѐмы изготовления сувениров, новогодних поделок из разных материалов. 10 Практика: Изготовление новогодних поделок, сувениров, украшений из бумаги, ткани, ваты, природных материалов, их декоративное оформление. Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. 9. Конструирование и моделирование поделок из нетрадиционных материалов. Теория: Понятие о нетрадиционных материалах. Правила безопасной работы с ними. Практика: Изготовление поделок из пустых капсул, пробок и проволоки, пенопласта. 10. Моделирование транспортной техники. Теория: Понятие о машинах и механизмах. Назначение автомобильного, воздушного, водного транспорта. Практика: Изготовление автомобильного, воздушного, водного транспорта по замыслу из бумаги, картона. Технология изготовления отдельных частей модели. Разметка. Вырезание ножницами. Склеивание. Покраска моделей. Игры с моделями. 11. Декоративно - прикладное творчество. Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества Лепка. Материалы и инструменты. Бисероплетение. Техника параллельного плетения и плетения по схеме. Правила техники безопасности при работе с иглами, шилом, ножницами. Практика: Изготовление изделий. 12. Работа с наборами готовых деталей конструктора. Теория: Ознакомление с деталями набора. Названия и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приѐмы соединения деталей. 3накомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка моделей по рисунку-схеме. 13. 3D Leqo. Программа LegoDigitalDesigner Теория: Знакомство с программой. Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей. Конструирование моделей из комплекта заданий. Применение блоков в технике. Практика: Моделирование простейших изделий по схеме, собственному замыслу. 14. Заключительное занятие. Практика: Выставка детских работ объединения. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год второго года обучения. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 11 36 72 4 144 16 20 02.09.2022 31 декабря- 9 января 31.05.2023 Планируемые результаты второго года обучения. Личностные: - сформирован устойчивый интерес к техническому творчеству, конструированию и изобретательству; - активный, доброжелательный, готов помочь товарищу; -стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. Метапредметные: -сформированы навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности -умеет правильно организовать свое рабочее пространство с учетом соблюдения правил безопасности. -умеет работать в коллективе -умеет оценивать результаты своего труда. Предметные: - сформированы навыки самостоятельной творческой и проектной деятельности. 2.1 Условия реализации программы. Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами. 2.2 Материально-техническое обеспечение программы. - Учебная аудитория, оснащенная столами, стульями, учебной доской. - бумага чертежная, цветная, картон; - ножницы; - клей; - инструменты; -материалы для декорирования изделий. Методическое обеспечение программы Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий. Занятия сопровождаются использованиемпоговорок,пословиц,загадок,рассказов.Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка. Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги. Во втором полугодии, прежде всего, повышается творческий потенциал ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ. 12 Используются следующие формы проведения занятий: Беседа. Комбинированное занятие. Нетрадиционные формы (занятие-эксперимент). 1. Занятие – беседа. В форме беседы проводится и опрос, и объяснение нового материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся принимают в не активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы. На первой ступени обучения часть занятия-беседы может занимать длительный связный рассказпедагога.Оннеизбежен,потомучтообучающиесянерасполагаютнеобходимыми теоретическими знаниями. 2. Комбинированное занятие. Комбинированное занятие— тип занятия (урока), характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного занятия (урока) выделяют следующие этапы: организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания. 3. Занятие-эксперимент. Данная форма занятия преследует, прежденеполучениеобъективноновогорезультата,аразвитиеуобучающихся умения самостоятельно получать знания - умение учиться. Занятие-эксперимент проводится для углубленного изучения избранной темы, сбора дополнительной информации, решения, поставленных индивидуальных и групповых творческих задач. 4. Занятие - выставка. Данная форма используется в качестве заключительного занятия по темам и итогам года. Имеет двоякую цель – демонстрацию выполненных работ обучающимися в ходе изучения темы или всего курса работ. В ходе выставкипроводитсясамоанализивзаимоанализвыполненныхработ,обучающиеся учатся представлять свою работу, демонстрируют знание теории и практические умения. Формы аттестации. В качестве оценки творческой деятельности детей по данной образовательной программе используется простое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами конструирования, освоение различной техники исполнения, мини-выставки). В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются 3 вида результатов: -начальный контроль; -текущий контроль; -итоговый контроль. Выявление достигнутых результатов осуществляется: -через диагностические занятия -через контрольные занятия по изученным темам; -через конкурсы; -через мини-выставки -через отчѐтные выставки. 13 Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения. Анализ результатов деятельности учащихся проводится на основе карты мониторинга деятельности объединения в конце каждого учебного года, по прохождению программы. Содержание программы предполагает проведение диагностики (входной, текущей и итоговой). Цель входной диагностики – выявление уровня форсированности обще учебных навыков работы. Цель текущей диагностики – определение эффективности усвоения данной программы. Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа. Оценочные материалы: анкетирование беседа тестирование викторины опрос. Методы достижения результатов: -движение от простого к сложному, много общих задач для начинающих -активное вовлечение детей в состязания, выставки, конкурсы -дополнительные творческие задания -передача опыта от старших к младшим -поощрение, стимулирование. 14 Список литературы: Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 15 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, используемая педагогом: 1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. 2.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 . 3.Мини-энциклопедия. Оригами. Движущиеся модели/ Под ред. С. Афонькина. – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013 – 64с., ил. 4.Е.М. Петрова, Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДетствоПресс. 2007. – 48 стр 5.Н.Б. Бочарова, Учимся конструировать. - М.: ООО «Школьная пресса», 2009. 6. Под ред. Ю.А. Майорова, Чудеса из бумаги. - Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2012. 7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А.горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с8. Хамцова Л.А. «Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов» 9. В.Колотилов "Техническое моделирование и конструирование" 10. Брагин В. П., Булатов Н. П., и др. "Техническое творчество" 11.Журналы «Моделист-конструктор», «Юныйтехник», «Мастерок», «Сделай сам». 12.Дополнительные образовательные программы №1 (25) 2013 (техническоемоделирование и дизайн) [Текст]. – М.: ООО Новое образование, 2012 – 87 с. 13. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методическихматериалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016 – 112 с. (Серия «Лучшие проекты дополнительного образования»). 14. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Л. Д.Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 636 с. Интернет ресурсы: https://www.google.ru/search Поделки из бумаги. http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками. https://www.google.ru Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и оригами. Поделки к 23 февраля. Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки из бросового материала. Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 1.Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская энциклопедиятехники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007 – 103 с. 2. Журналы «Юный техник», «Левша», «Моделист – конструктор», «Сделайсам», [Текст]. 3 Техника. Серия «Современная иллюстрированная энциклопедия» [Текст].- М.: РОСМЭН, 2007 – 472 с. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Диагностика эффективности образовательного процесса Диагностика осуществляется в течение всего срока реализации программы. Данные заносятся в таблицу. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях учащихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей учащихся. Итоговая оценка развития личностных качеств учащихся производится по трем уровням: - «высокий» положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; - «средний» изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему; - «низкий» изменения не замечены. Результатом усвоения обучающимися программы являются: устойчивый интерес к занятиям по НТМ, сохранность контингента на протяжении обучения, результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения. Диагностика эффективности образовательного процесса ФИО Высокий уровень Средний уровень 17 Низкий уровень ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Мониторинг образовательных результатов проводится в виде наблюдения 1. Разнообразие умений и навыков Высокий уровень: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильноиспользовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Среднийуровень:имеетотдельныетехнические уменияинавыки,умеетправильно использовать инструменты. Низкийуровень:имеетслабыетехническиенавыки,отсутствуетумениеиспользовать инструменты. 2. Глубина и широта знании по предмету. Высокийуровень: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеетопределеннымипонятиямисвободноиспользуеттехническиеобороты,пользуется дополнительным материалом. Среднийуровень: имеет неполные знания по содержанию курса, оперируетспециальными терминами, не использует дополнительную литературу. Низкийуровень: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельныеопределения. 3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности. Высокийуровень: проявляет активный интерес к деятельности, стремится ксамостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома,помогает другим, активно участвует в соревнованиях. Среднийуровень: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижениицели, проявляет активность только на определенные темы или на определенныхэтапах работы. Низкий:уровень присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания толькопо четким инструкциям, указаниям педагога. 4. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики. Высокийуровень: точность, полнота восприятия цвета, формы,величины,хорошееразвитиемелкоймоторикирук;воспитанникобладаетсодержатель ной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленныевопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Среднийуровень:ребеноквоспринимаетчеткоформыивеличины,нонедостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение сэлементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не можетоформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкийуровень: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рукразвита слабо, воображение репродуктивное. Мониторинг образовательных результатов проводится в виде наблюдения ФИ Разнообразие Глубина и Позиция умений и широта знании активности и навыков по предмету устойчивого интереса к деятельности 18 Развитие познавательны х способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Мониторинг социально-педагогических результатов проводится в виде наблюдения 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятийи после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностьюпользуется клеем, красками и фломастерами. Средний уровень: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянноили после напоминания преподавателя. Низкий уровень: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнятьсанитарно-гигиенические требования. 2. Выполнение требований техники безопасности. Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности приработе с ножницами, шилом, другими инструментами. Средний уровень: выполняет правила техники безопасности после напоминанияпреподавателя. Низкий уровень: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя. 3. Характер отношений в коллективе. Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другимучащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом илиинструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить ихвыполнением. Средний уровень: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активномусотрудничеству с товарищами. Низкий уровень: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другимиучащимися при выполнении заданий 4. Отношение к преподавателю. Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательновыполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью вразличных вопросах. Средний уровень: выполняет требования преподавателя, но держится независимо. Низкий уровень: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы ивыполняет задания только по принуждению. Мониторинг социально-педагогических результатов проводится в виде наблюдения ФИ Выполнение санитарногигиенических требований Выполнение требований техники безопасности 19 Характер отношений коллективе Отношение к в преподавателю