Начальное техническое конструирование и моделирование без тематического

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Начальное техническое
конструирование и моделирование» и порядок ее утверждения разработан в соответствии
с Федеральным Закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерацииот31 марта 2022 г. №
678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением
главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодѐжи», Положением
о
дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодѐжи».
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития
информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем
инженерно - научного мышления.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и
расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности,
техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. В
процессе моделирования дети создают различные по сложности конструкции, получают
практические навыки работы с различными материалами и инструментами, развивая тем
самым свои технические способности.
Направленность (профиль) программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках
технической направленности для обучающихся 7–12 лет.
Актуальность программы:
В последние годы в нашей стране обострилась проблема нехватки высоко
квалифицированных инженерных кадров. Для того чтобы соответствовать реалиям
времени, нам нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое
обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к
типовым способам решения предлагаемых задач. Ребенок с творческими способностями
способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на
красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые
качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в
совокупности и составляет творческие способности.
2

Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой
деятельности.
У школьника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается,
поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и
совершенствовать уникальные детские способности.
Отличительными особенностями данной программы является:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического
конструирования и моделирования из различных материалов;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике.
Программа построена так, что дети, преодолевая одно затруднение за другим,
переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт
творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического
творчества.
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования,
развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка
возможности творить самому. На занятиях конструирования ребенку открывается новый
мир, предоставляется возможность в процессе работы приобретать такие социальные
качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность,
взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через
осознание «я умею, я могу», настрой на позитивный лад, снятие эмоционального и
мышечного напряжения. В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами,
играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Программа даѐт элементарные
навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и
увлекательной форме.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она предоставляет
широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды,
но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в
соответствии со своими интересами. Занятия техническим творчеством решают проблему
занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность,
силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с обучающимися 7-12 лет (1-6 классы
общеобразовательной школы). Состав группы постоянный. Набор обучающихся в
объединение – свободный. Наличие какой либо специальной подготовки не требуется.
Программа многоуровневая: первый год обучения – стартовый, второй год обучения
базового уровня.
Срок освоения: Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения – 144 часов в год.
2 год обучения – 144 часов в год.
Режим занятий:
Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
3

Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или еѐ часть может
реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости
промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя
часы теории и практики. Основную часть времени каждого занятия занимает практическая
работа.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные,
коммуникативные, учебные и творческие способности, на обучение детей с ОВЗ, детей
группы риска.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, экскурсии, соревнования.
Программа предоставляет обучающимся возможность освоения учебного
содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации.
Содержание, предлагаемые задания и задачи, предметный материал программы
дополнительного образования детей организованы в соответствии со следующими
уровнями сложности:
1) «Начальный уровень». Обучающимся предлагается знакомство с основными
представлениями, не требующими владения специализированными предметными
знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным
уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы.
2) «Базовый уровень». Обучающимся предлагается участие в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных
предметных знаний, концепций.
Способы и формы определения результативности:
Способы и методики определения результативности весьма разнообразны. Перечень
форм подведения итогов: опрос, тестирование, выставки, конкурсы.
Необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они сами изъявили желание
участвовать в этих выставках, праздниках, проявляя своѐ творчество, смекалку и
способности.
По результатам работы в течение учебного года лучшие обучающиеся
будут отмечены грамотами.
Для оценки эффективности данной программы педагог проводит мониторинг
обучающихся по диагностическим - картам. Диагностические - карты разрабатываются
педагогом и включают в себя два раздела теоретический и практический. Мониторинг
проводится три раза:
- вводный (для определения первичного уровня);
- промежуточный (проводится с целью определения уровня полученных ЗУНов за
первое полугодие);
- итоговый (проводится в конце учебного года для выявления уровня освоения
программы).
a.
Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для творческого и личностного развития
младших
школьников, а также начальное формирование
первоначальных
4

конструкторских умений на основе конструирования и способностей к техническому
творчеству.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить приѐмам и правилам пользования инструментами ручного труда, приѐмам
работы с бумагой, картоном и другими материалами, способам соединения деталей;
- научить изготавливать своими руками простейшие поделки, игрушки, машины,
самолеты.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся, пространственные представления, а
также
память,
внимание,
творческое
мышление,
воображение,
фантазию,
сообразительность;
- формировать углубленные знания по истории развития техники, навыки
умственных действий (сравнение, сопоставление, составление плана предстоящей
работы);
- стимулировать поиск нестандартных решений, творческое мышление, технические
способности.
- развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- прививать навыки свободного общения друг с другом и педагогом;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса.
В результате освоения программы «Начальное техническое конструирование и
моделирование » первого года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- название и назначение материалов из которых изготавливаются поделки (бумага,
ватман, копировальная бумага, цветная, картон, клей);
- название и назначение инструментов и приспособлений (ножницы, кисточки,
скрепки и т.д.)
- графическое изображение линий – видимого контура, сгиба, отреза, надреза,
складывания, места нанесения клея;
- название рабочих операций при изготовлении модели – обводка по шаблону,
вырезание, отделка, склеивание;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов
конструирования.
Уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- определять материал, из которого изготовлено изделие;
- работать простейшим ручным инструментом, соблюдая правила безопасности;
- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки
и шаблонов;
- выполнять различные отделочные работы – раскрашивание, оклеивание.
- изготавливать простейшие модели техники, зданий, мебели.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы
первого года обучения
№п
/п

Название раздела,
темы

Количество часов
5

Формы
аттестации

Всего

Теор
ия

Прак
тика

2
2
1

1
1
1

1
1
_

Инструктаж
Опрос
Опрос

5

1

4

Тест

12

2

10

10

2

8

Моделирование
и
конструирование
поделок из нетрадиционных материалов.
«Мастерская
деда
Мороза».
Моделирование сувениров и игрушек.
Декоративно – прикладное творчество

10

1

9

Практическая
работа
Практическая
работа
Выставка работ

16

0

16

Выставка работ

20

4

16

Выставка работ

10

2

8

10

2

8

10

2

8

13.

Конструирование макетов и моделей
водного транспорта
Конструирование макетов и моделей
воздушного транспорта
Конструирование макетов и моделей
наземного транспорта.
Работа с наборами готовых деталей.

8

2

6

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

14.

LEGO – конструирование

24

2

22

Практическая
работа

2

_

2

Выставка работ

144

24

120

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Вводное занятие. Техника безопасности.
Понятие о материалах и инструментах.
Знакомство с технической деятельностью
человека.
Знакомство с условными обозначениями
графических изображений
Конструирование
из
плоских
геометрических деталей
Аппликация

Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:
15.

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в
объединении. Задачи и содержание занятий по техническому конструированию и
моделированию в текущем году с учѐтом конкретных условий и интересов учащихся.
Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практика: Вырезание деталей по шаблону.
2. Понятие о материалах и инструментах.
Теория: Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Инструменты ручного труда (нож, ножницы, шило, линейка,
угольник, кисти и д.р.). Правила безопасности работы с колющими и режущими
инструментами.
Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и
водонепроницаемость. Изготовление из плотной бумаги самолѐта, кораблика с
использованием инструментов.
3. Знакомство с технической деятельностью человека.
6

Теория: Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической
деятельности. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться
с технической деятельностью человека.
4. Знакомство с условными обозначениями графических изображений.
Теория: Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Линии видимого контура. Сплошная, толстая линии. Линии сгиба. Обозначение места
для клея. Масштаб, нанесение размеров.
Практика: Изготовление упрощенных моделей транспорта (по шаблону), где на выкройке
модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура, места для клея.
5. Конструирование из плоских геометрических деталей.
Теория: Понятие «Плоское изображение».
Практика: Изготовление плоских моделей из наборов, геометрических фигур различных
по размеру, цвету, форме (кораблик, паровоз…)
6. Аппликация.
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу, по замыслу.
7. Моделирование и конструирование поделок из нетрадиционных материалов.
Теория: Понятие о нетрадиционных материалах. Правила безопасной работы с ними.
Практика: Изготовление поделок из пустых капсул, пробок и проволоки, пенопласта.
8. Мастерская деда Мороза»
Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества. Способы и
приѐмы изготовления сувениров, новогодних поделок из разных материалов. Техника
безопасности работы с клеем , режущими инструментами.
Практика: Изготовление новогодних поделок, сувениров, украшений из бумаги, ткани,
ваты, природных материалов, их декоративное оформление.
9. Декоративно - прикладное творчество.
Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества Лепка.
Материалы и инструменты. Бисероплетение. Техника параллельного плетения и плетения
по схеме. Правила техники безопасности при работе с иглами, шилом, ножницами.
Практика: Изготовление изделий.
10. Конструирование моделей водного транспорта.
Теория: Водный транспорт. Значение морского и речного флота. Классификация моделей
кораблей и судов, их назначение: гражданские суда, военные корабли, подводные лодки,
яхты. Основные элементы судна: нос, корма, палуба, борт. Технология сборки плоских
деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б)при
помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклепок» из мягкой тонкой
проволоки.
Практика: Изготовление моделей водного транспорта.
11. Конструирование моделей воздушного транспорта.
Теория: Авиация, и ее значение в жизни людей. Виды самолѐтов, их назначение:
пассажирские, грузовые, военные, спортивные и др. Основные части самолетов: крыло,
фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль.
Практика: Изготовление моделей воздушного транспорта.
12. Конструирование моделей наземного транспорта.
Теория: Понятие о машинах. Назначение автомобильного транспорта. Отличие грузовых и
легковых автомобилей. Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса.
Практика: Изготовление моделей наземного транспорта. Моделирование паровоза с
вагончиками по собственному замыслу.
13. Работа с наборами готовых деталей.
7

Теория: Ознакомление с деталями набора. Названия и назначение входящих в
конструктор деталей. Способы и приѐмы соединения деталей. 3накомство с
последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки
моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка моделей по рисунку-схеме.
14. LEGO – конструирование
Теория: Ознакомление с Лего конструктором. Названия и назначения деталей. Изучение
типовых соединений деталей.
Практика: Конструирование моделей из комплекта заданий.
15. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.
Практика: Выставка детских работ объединения.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год первый год обучения.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
16
20
15.09.2023
31 декабря- 9 января
31.05.2024

Планируемые результаты первого года обучения
Личностные:
-сформирована любознательность, стремление к творческой деятельности.
-сформированы
навыков
совместной
деятельности,
сотрудничества
и
взаимопомощи.
-сформировано позитивное отношение к труду.
Метапредметные:
-умеет планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и самоанализ.
-умеет правильно организовать свое рабочее пространство с учетомсоблюдения
правил безопасности.
-умеет оценивать результаты своего труда.
-использует приобретенные знания и умения для творческого решениянесложных
конструкторских задач.
Предметные:
-знает элементарные понятия мира техники, владеет его терминологией.
-знает способы и приемы обработки различных материалов.
-знает свойства материалов.
-умеет конструировать
-сформированы навыки самостоятельной творческой и проектной деятельности
-знает правила техники безопасности
8

Учебный (тематический) план второго года обучения
Цель второго года обучения: способствовать формированию умения
самостоятельно
решать
вопросы конструирования и
изготовления
моделей
простейших технических объектов.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы
второго года обучения
№п
/п

Раздел, тема

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации

Практика

Вводное занятие. Техника
безопасности.
Инструменты и материалы.
Работа с природными материалами.

2

2

2
8

1
1

1
7

12

3

9

8

1

7

8

1

7

12

2

10

12

1

11

10

1

9

10.

Первоначальные графические знания и
умения.
Умение
пользования
чертѐжным инструментом.
Моделирование путем сгибания и
складывания бумаги «Оригами»
Модульное
«оригами» - бумажный
конструктор.
Конструирование макетов и моделей
технических объектов и игрушек из
плоских деталей.
Изготовление игрушек и сувениров из
различных материалов
Конструирование
и моделирование
поделок
из
нетрадиционных
материалов.
Моделирование транспортной техники

24

2

22

11.

Декоративно - прикладное творчество.

18

1

17

12.

Работа
с
готовыми
наборами
конструктора
3D Программа Lego Digital Designer

8

1

7

18

2

16

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

13.

Инструктаж
Опрос
Практическа
я работа
Опрос
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическа
я работа
Выставка
работ
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Выставка
работ

Заключительное занятие.
2
2
Подведение итогов и анализ работы за
год
ИТОГО:
144
21
123
Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в
объединении. Задачи и содержание занятий по техническому конструированию и
моделированию в текущем году с учѐтом конкретных условий и интересов учащихся.
Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
14.

9

Практика: Вырезание деталей по шаблону.
2. Понятие о материалах и инструментах.
Теория: Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Инструменты ручного труда (нож, ножницы, шило, линейка,
угольник, кисти и д.р.). Правила безопасности работы с колющими и режущими
инструментами.
Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и
водонепроницаемость. Изготовление из плотной бумаги самолѐта, кораблика с
использованием инструментов.
3. Работа с природными материалами.
Теория: Понятие «Природный материал». Его свойства.
Особенности работы с
природным материалом.
Практика: Подготовка материала к работе. Поделки из шишек, коры, корней веточек, мха.
4. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертѐжным
инструментом.
Теория: Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и
принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила
пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого
контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая.Расширение понятий
об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Закрепление
знаний об условных обозначениях: диаметра, радиуса. Совершенствование умений
деления окружности на 3, 4, 6, 8, 12 частей и чтения основных размеров.
Практика: Изготовление игольниц в виде 4-, 6-, 8- и 12-лепестковых цветков и
циферблатов часов с применением циркуля (деление окружности). Увеличение и
уменьшение изображений плоских деталей по клеткам.
5. Моделирование путем сгибания и складывания бумаги «Оригами».
Теория: Закрепление и расширение знаний складывания базовых форм, понятия
диагонали, острый угол, тупой угол и прямой угол, стороны квадрата, стороны
треугольника, линия сгиба «долиной», линия сгиба «горой», равные углы и т.д.
Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными
приемами складывания.
Практика: Изготовление моделей путѐм сгибания бумаги: модели наземного, воздушного,
водного транспорта. Игры и соревнования.
6. Модульное «Оригами» - бумажный конструктор.
Теория: История развития техники модульного «оригами». Правила безопасной работы.
Материалы и инструменты. Разметка. Складывание треугольных модулей.
Практика: Изготовление треугольных модулей. Соединение модулей по схеме в готовое
изделие (сборка). Выставка выполненных работ.
7. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских
деталей.
Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление
понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг,
половина круга и т. д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и
других технических объектов с геометрическими фигурами.
Практика: Изготовление "Геометрического конструктора" из плотной бумаги
(геометрические фигуры, различные по форме и размеру).
8. Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов.
Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества. Способы и
приѐмы изготовления сувениров, новогодних поделок из разных материалов.
10

Практика: Изготовление новогодних поделок, сувениров, украшений из бумаги, ткани,
ваты, природных материалов, их декоративное оформление. Бумагопластика – техника
создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги.
9. Конструирование и моделирование поделок из нетрадиционных материалов.
Теория: Понятие о нетрадиционных материалах. Правила безопасной работы с ними.
Практика: Изготовление поделок из пустых капсул, пробок и проволоки, пенопласта.
10. Моделирование транспортной техники.
Теория: Понятие о машинах и механизмах. Назначение автомобильного, воздушного,
водного транспорта.
Практика: Изготовление автомобильного, воздушного, водного транспорта по замыслу из
бумаги, картона. Технология изготовления отдельных частей модели. Разметка.
Вырезание ножницами. Склеивание. Покраска моделей. Игры с моделями.
11. Декоративно - прикладное творчество.
Теория: Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества Лепка.
Материалы и инструменты. Бисероплетение. Техника параллельного плетения и плетения
по схеме. Правила техники безопасности при работе с иглами, шилом, ножницами.
Практика: Изготовление изделий.
12. Работа с наборами готовых деталей конструктора.
Теория: Ознакомление с деталями набора. Названия и назначение входящих в
конструктор деталей. Способы и приѐмы соединения деталей. 3накомство с
последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки
моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка моделей по рисунку-схеме.
13. 3D Leqo. Программа LegoDigitalDesigner
Теория: Знакомство с программой. Названия и назначения деталей. Изучение типовых
соединений деталей. Конструирование моделей из комплекта заданий. Применение
блоков в технике.
Практика: Моделирование простейших изделий по схеме, собственному замыслу.
14. Заключительное занятие.
Практика: Выставка детских работ объединения.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год второго года обучения.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

11

36
72
4
144
16
20
02.09.2022
31 декабря- 9 января
31.05.2023

Планируемые результаты второго года обучения.
Личностные:
- сформирован устойчивый интерес к техническому творчеству, конструированию и
изобретательству;
- активный, доброжелательный, готов помочь товарищу;
-стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
Метапредметные:
-сформированы навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности
-умеет правильно организовать свое рабочее пространство с учетом соблюдения правил
безопасности.
-умеет работать в коллективе
-умеет оценивать результаты своего труда.
Предметные:
- сформированы навыки самостоятельной творческой и проектной деятельности.
2.1 Условия реализации программы. Успешная реализация программы и достижения,
обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в
кабинете. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими
работами. Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом)
и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами.
2.2 Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебная аудитория, оснащенная столами, стульями, учебной доской.
- бумага чертежная, цветная, картон;
- ножницы;
- клей;
- инструменты;
-материалы для декорирования изделий.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных
незабываемых
открытий.
Занятия
сопровождаются
использованиемпоговорок,пословиц,загадок,рассказов.Разнообразные
занятия
дают
возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность. При
организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что
поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом
создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей
способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать
вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере
практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Во втором полугодии, прежде всего, повышается творческий потенциал ребенка.
Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных
знаний,
умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи
творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских
творческих работ.
12

Используются следующие формы проведения занятий:
Беседа.
Комбинированное занятие.
Нетрадиционные формы (занятие-эксперимент).
1. Занятие – беседа. В форме беседы проводится и опрос, и объяснение нового
материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы занятия
состоит в том, что обучающиеся принимают в не активное участие — отвечают на
вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует
педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы. На
первой ступени обучения часть занятия-беседы может занимать длительный связный
рассказпедагога.Оннеизбежен,потомучтообучающиесянерасполагаютнеобходимыми
теоретическими знаниями.
2. Комбинированное занятие.
Комбинированное занятие— тип занятия (урока), характеризующийся сочетанием
(комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка
знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д.
В структуре комбинированного занятия (урока) выделяют следующие этапы:
организация учащихся к занятиям;
повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
работа по осмыслению и усвоению нового материала;
работа по закреплению изложенного материала;
работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;
задавание домашнего задания.
3.
Занятие-эксперимент.
Данная
форма
занятия
преследует,
прежденеполучениеобъективноновогорезультата,аразвитиеуобучающихся
умения
самостоятельно получать знания - умение учиться. Занятие-эксперимент проводится для
углубленного изучения избранной темы, сбора дополнительной информации, решения,
поставленных индивидуальных и групповых творческих задач.
4. Занятие - выставка. Данная форма используется в качестве заключительного
занятия по темам и итогам года. Имеет двоякую цель – демонстрацию выполненных работ
обучающимися в ходе изучения темы или всего курса работ. В ходе
выставкипроводитсясамоанализивзаимоанализвыполненныхработ,обучающиеся
учатся
представлять свою работу, демонстрируют знание теории и практические умения.
Формы аттестации.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной образовательной
программе используется простое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими
практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами
конструирования, освоение различной техники исполнения, мини-выставки).
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются 3 вида
результатов:
-начальный контроль;
-текущий контроль;
-итоговый контроль.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
-через диагностические занятия
-через контрольные занятия по изученным темам;
-через конкурсы;
-через мини-выставки
-через отчѐтные выставки.
13

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Анализ результатов деятельности учащихся проводится на основе карты мониторинга
деятельности объединения в конце каждого учебного года, по прохождению программы.
Содержание программы предполагает проведение диагностики (входной, текущей
и итоговой). Цель входной диагностики – выявление уровня форсированности обще
учебных навыков работы. Цель текущей диагностики – определение эффективности
усвоения данной программы. Цель итоговой диагностики – выявление уровня
обученности усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.
Оценочные материалы:
 анкетирование
 беседа
 тестирование
 викторины
 опрос.
Методы достижения результатов:
-движение от простого к сложному, много общих задач для начинающих
-активное вовлечение детей в состязания, выставки, конкурсы
-дополнительные творческие задания
-передача опыта от старших к младшим
-поощрение, стимулирование.

14

Список литературы:
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября
2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
15

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, используемая педагогом:
1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
2.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
3.Мини-энциклопедия. Оригами. Движущиеся модели/ Под ред. С. Афонькина. –
Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013 – 64с., ил.
4.Е.М. Петрова, Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДетствоПресс. 2007. – 48 стр
5.Н.Б. Бочарова, Учимся конструировать. - М.: ООО «Школьная пресса», 2009.
6. Под ред. Ю.А. Майорова, Чудеса из бумаги. - Нижний Новгород: ООО «Издательство
«Доброе слово», 2012.
7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование
/В.А.горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 111 с8. Хамцова Л.А. «Начальное техническое моделирование:
сборник методических материалов»
9. В.Колотилов "Техническое моделирование и конструирование"
10. Брагин В. П., Булатов Н. П., и др. "Техническое творчество"
11.Журналы «Моделист-конструктор», «Юныйтехник», «Мастерок», «Сделай сам».
12.Дополнительные образовательные программы №1 (25) 2013
(техническоемоделирование и дизайн) [Текст]. – М.: ООО Новое образование, 2012 –
87 с.
13. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методическихматериалов /
под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016
– 112 с. (Серия «Лучшие проекты дополнительного образования»).
14. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Л. Д.Столяренко, С. И.
Самыгин, В. Е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 636 с.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/search Поделки из бумаги.
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.
https://www.google.ru Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и
оригами. Поделки к 23 февраля. Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из
бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки из бросового материала.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1.Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская энциклопедиятехники»
[Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007 – 103 с.
2. Журналы «Юный техник», «Левша», «Моделист – конструктор», «Сделайсам», [Текст].
3 Техника. Серия «Современная иллюстрированная энциклопедия» [Текст].- М.:
РОСМЭН, 2007 – 472 с.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Диагностика эффективности образовательного процесса
Диагностика осуществляется в течение всего срока реализации программы. Данные
заносятся в таблицу. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях
учащихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей.
Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие
критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей
учащихся. Итоговая оценка развития личностных качеств учащихся производится по трем
уровням:
- «высокий» положительные изменения личностного качества воспитанника в
течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
- «средний» изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к
большему;
- «низкий» изменения не замечены.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: устойчивый интерес к
занятиям по НТМ, сохранность контингента на протяжении обучения, результаты
достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения.

Диагностика эффективности образовательного процесса
ФИО

Высокий уровень

Средний уровень

17

Низкий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Мониторинг образовательных результатов проводится в виде наблюдения
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий уровень: имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильноиспользовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Среднийуровень:имеетотдельныетехнические
уменияинавыки,умеетправильно
использовать инструменты.
Низкийуровень:имеетслабыетехническиенавыки,отсутствуетумениеиспользовать
инструменты.
2. Глубина и широта знании по предмету.
Высокийуровень: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеетопределеннымипонятиямисвободноиспользуеттехническиеобороты,пользуется
дополнительным материалом.
Среднийуровень:
имеет
неполные
знания
по
содержанию
курса,
оперируетспециальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкийуровень:
недостаточны
знания
по
содержанию
курса,
знает
отдельныеопределения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности.
Высокийуровень: проявляет активный интерес к деятельности, стремится
ксамостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома,помогает
другим, активно участвует в соревнованиях.
Среднийуровень: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижениицели,
проявляет активность только на определенные темы или на определенныхэтапах работы.
Низкий:уровень присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания толькопо
четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи,
сенсомоторики.
Высокийуровень:
точность,
полнота
восприятия
цвета,
формы,величины,хорошееразвитиемелкоймоторикирук;воспитанникобладаетсодержатель
ной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленныевопросы, обладает
творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Среднийуровень:ребеноквоспринимаетчеткоформыивеличины,нонедостаточно
развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение сэлементами творчества,
воспитанник знает ответы на вопрос, но не можетоформить мысль, не всегда может
сконцентрировать внимание.
Низкийуровень: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика
рукразвита слабо, воображение репродуктивное.
Мониторинг образовательных результатов проводится в виде наблюдения
ФИ

Разнообразие
Глубина
и Позиция
умений
и широта знании активности и
навыков
по предмету
устойчивого
интереса
к
деятельности

18

Развитие
познавательны
х
способностей:
воображения,
памяти, речи,
сенсомоторики

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Мониторинг социально-педагогических результатов проводится в виде наблюдения
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятийи после
использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностьюпользуется клеем,
красками и фломастерами.
Средний уровень: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянноили
после напоминания преподавателя.
Низкий уровень: отказывается полностью или очень редко соглашается
выполнятьсанитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности приработе с
ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний
уровень:
выполняет
правила
техники
безопасности
после
напоминанияпреподавателя.
Низкий уровень: выполняет правила техники безопасности только под строгим
контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другимучащимся,
стремление помочь или подсказать, поделиться материалом илиинструментами, желание
выполнять коллективные работы или руководить ихвыполнением.
Средний уровень: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к
активномусотрудничеству с товарищами.
Низкий уровень: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с
другимиучащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательновыполняет все
требования, может обратиться за необходимой помощью вразличных вопросах.
Средний уровень: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий уровень: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы
ивыполняет задания только по принуждению.
Мониторинг социально-педагогических результатов проводится в виде наблюдения
ФИ

Выполнение
санитарногигиенических
требований

Выполнение
требований
техники
безопасности

19

Характер
отношений
коллективе

Отношение к
в преподавателю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».