Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный театр» и порядок ее утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МБОУ «СОШ №15», Положением о дополнительных общеобразовательных программах МБОУ «СОШ №15». Направленность (профиль) программы Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках художественной направленности для учащихся с 7 до 10 лет. Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросс культурности, творчество и креативность, способность к самообучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью. Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее интересны для ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика. В 9–10-летнем возрасте, в отличие от более младшего, школьники острее переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу. Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика, могут дать внеурочные занятия. Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьника этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат. Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо - ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно повторить уже изученные. Адресат программы – это обучающиеся в возрасте с 7 до 10 лет. Наполняемость групп: в первый год обучения – 10 – 15 человек. Режим занятий – 4 раза в неделю по 1 часу. Академический час равен 45 минутам. Объѐм программы - общее количество часов – 144 часа. Срок освоения программы –1 год. Особенности организации образовательного процесса Перечень видов занятий – беседы, практические занятия, мастер-классы, открытые занятия, конкурсные занятия, теоретические занятия. Перечень форм подведения результатов – практические занятия, конкурсные работы, открытые занятия. Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности, инициативности, творческой активности, социальному взаимодействию через соединение процесса обучения с творческой практикой. Задачи: создать условия для комплексного развития творческого потенциала обучающихся, формирования их общей эстетической культуры; создать условия для формирования духовно-нравственной позиции обучающихся; обучающимся возможность для самовыражения и предоставить самопрезентации; предоставить обучающимся возможность для закрепления знаний и практических навыков, получаемых ими в ходе учебного процесса по формированию ключевых компетенций: умения учиться, умения сотрудничать, умения работать с информацией; предоставить обучающимся возможность для овладения основами режиссерского и актерского мастерства, выразительной сценической речи, основами игры на музыкальном инструменте, концертмейстерской работы; организовать досуг школьников в рамках содержательного общения; осуществлять пропаганду театрального и музыкального искусства среди школьников; выявлять одаренных школьников и организовывать их до профессиональную подготовку в области театрального искусства. Содержание программы Учебный (тематический) план первого года обучения № Тема Количество часов Всего Практика Теория 1. Вводное занятие 1 0 1 2. Азбука театра 5 3 2 3. Театральное закулисье 4. Культура и техника речи Художественное чтение 4 2 2 20 18 2 5. Основа актѐрской грамоты 24 14 10 6. Театральные игры 30 24 6 7. Ритмопластика. Сценическое движение 31 27 4 8. Актерский практикум. Работа над постановкой 26 22 4 Формы аттестации/ контроля Знакомство. Правила поведения. Инструктаж Беседа, игры, «Посвящение в театральные зрители» Творчекое задание Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий Беседа, наблюдение, выполнений творческий заданий Беседа, наблюдение, выполнений творческий заданий Беседа, наблюдение , выполнений творческий заданий Наблюдени е, выполнений творческий заданий 9. Итоговая аттестация 3 1 2 144 111 33 Творческий отчет 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива. 2.АЗБУКА ТЕАТРА Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет. Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же поразному», викторины и др. 3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссѐр, бутафор. Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…». 4. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чисто говорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму: 1. педагогический показ; 2. просмотр упражнения; 3. контроль и корректировка. В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел – указал на ошибку – показал правильный вариант – посмотрел), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое русло. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с основами и законами художественного чтения. Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание. Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чисто говорку и т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно включают внимание в начале занятия. Дыхание: Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию: ■ основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.); ■ упражнения на «тѐплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем рисунки); ■ упражнения на дыхание лѐжа (например, поднимать ноги в положение «Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера). Артикуляция: Обращать внимание на: ■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое); ■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным; ■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата; ■ соединение координации и моторики (например, использовать предметы-мячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.). В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения под музыку. Дикция: Обращать внимание на: ■ медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять скорость); ■ внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки, слоги, согласные в конце слова); ■ ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.); ■ многократное повторение, которое должно перевести количество в качество. Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений. Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции. Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством. Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну литературную композицию. Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация «художественного события», своеобразного народного празднества. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: ■ развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок); ■ знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи; ■ навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания. Финальным материалом может быть коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте. Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. 5. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актѐрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии. Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на лестничном пролѐте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание подготовить ответы к следующему занятию. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др. Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и домашних животных, их эмоциями. Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка». Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя. Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить младшей возрастной группе. Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова, два хлопка будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать, что он запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге печатается целое предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы пригласить всех близких в гости на необитаемый остров. Важно в этом возрасте создавать предлагаемые обстоятельства «сказочной игры», тогда линия поведения ребенка будет интегрирована в близкие для него обстоятельства, что послужит импульсом для его включения в театрально-игровой процесс, что повлияет на его творческое развитие. Итоговым мероприятием может быть интегрированная инсценировка басен, сказок, открытое занятие по актѐрскому мастерству. Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актѐрского мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. 6. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств. Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.». Игры-перевѐртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д. Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. 7. РИТМОПЛАСТИКА Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия: ■ точки зала (сцены); ■ круг, колонна, линия (шеренга); ■ темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА т.д.). Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь». Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылѐк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические. Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. 8. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ) Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ) Практическая часть. Творческий отчѐт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы. Планируемые результаты Предметные результаты: ■ выразительно читать и правильно интонировать; ■ различать произведения по жанру; ■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; ■ освоить базовые навыки актѐрского мастерства, пластики и сценической речи; ■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; ■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ■ ориентироваться в сценическом пространстве; ■ выполнять простые действия на сцене; ■ взаимодействовать на сценической площадке с партнѐром; ■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте; ■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. Личностные результаты: ■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; ■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; ■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; ■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. Мета предметные результаты: Регулятивные УУД: ■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки; ■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; ■ планирование своих действий на отдельных этапах работы; ■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; ■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу». Познавательные УУД позволяют: ■ развить интерес к театральному искусству; ■ освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); ■ сформировать представления о театральных профессиях; ■ освоить правила проведения рефлексии; ■ строить логическое рассуждение и делать вывод; ■ выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: ■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; ■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; ■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; ■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии 36 36 4 144 16 6 7 8 9 10 Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 20 02.09.2023 31 декабря-9 января 31.05.2024 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: наличие оборудованного зала для занятий музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей, кассеты, диски, флешносители); наличие сценических костюмов для концертных номеров. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, образование среднее профессиональное, высшее. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини спектаклей, проведения школьного мероприятия. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Для обучающихся: 1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986; 2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990; 3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. / Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990; 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993; 5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002; 6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982. 7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970; 8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991; 9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984; 10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997; 11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986. 12. Самые знаменитые артисты России. / Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002; 13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954 г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945-1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957. Для педагога: 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Башинская Л.А. Сценическая речь: логический анализ текста. /Учебное пособие/. М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2018. 3. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 4. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012; 6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990; 7. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993; 9. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966; 10. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994; 11. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 12. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974; 13. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 14. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019; 15. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977; 16. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001; 83 17. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975; 18. Ласкавая Е.В., Радциг М.Н. Голосо-речевой тренинг. Краткое пособие по технике речи. – М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2011. 19. Ласкавая Е.В., Радциг М.Н. Практикум по художественному чтению. /Методическое пособие/. – М.: ВЦХТ, 2009. 20. Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! Щукинская школа вчера и сегодня. М.: Навона, 2017. 21. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). – М.: «Просвещение», 1981. 22. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986. 23. Оссовская М.П. Практическая орфоэпия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Лань», «Планета музыки», 2016. 24. Пеня Т.Г. Космос театра. /Программа интегрированного курса «Искусство» 1-11 классы/. М.: «Просвещение», 1995. 25. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 26. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М.: «Просвещение», 1983; 27. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983; 28. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995; 29. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 30. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 31. Станиславский К.С., Гиппиус С.В. Полный курс актерского мастерства (сборник). М.: «Издательство АСТ», 2017. 32. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; 33. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012; 34. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016; 35. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020; 36. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970 37. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие / Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014. 38. Шрайман В.Л. Действенный анализ пьесы: учебное пособие / В.Л. Шрайман. – 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. Интернет ресурсы: 1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 3) Методическое пособие – практикум «Основы актѐрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary 5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music