ДОП Школьное_телевидение

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьное телевидение» и
порядок
ее
утверждения
разработан
в
соответствии
с
ФедеральнымЗакономот29декабря2012№273-ФЗ «Обобразовании в Российской
Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерацииот31
марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного
государственного санитарного врачаРФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МАНОУ «Центр
молодѐжи», Положением о дополнительных общеобразовательных программах
МАНОУ «Центр молодѐжи».
Направленность программы – Данная дополнительная общеобразовательная
программа разработана в рамках технической направленности для обучающихся
14-17лет. Основой программы является социально-педагогическое воспитание
учащихся.
Актуальность программы.
В современных условиях школьное телевидение является эффективным
инструментом формирования новой информационно-культурной среды
общеобразовательного учреждения. Работа по созданию школьных теленовостей
помогает выявить активных, талантливых ребят, формирует благоприятнейшую
среду для их социализации, обеспечивает многопрофильность при теснейшем
взаимодействии всех участников творческого процесса, поэтому создание
школьного телевидения является очень актуальным проектом.
Работа складывается из нескольких направлений: информационное,
образовательное, воспитательное. Тематика выпусков, блоки и рубрики могут
быть самыми разнообразными, при этом каждая тема должна облекаться в
интересную форму, поэтому настоящая рабочая программа предполагает занятия
по медиакультуре, ИКТ, разработке сценариев. Участие школьников в проекте
школьного телевидения развивает такие важные личностные качества, как
коммуникабельность, эрудиция, уровень культуры, выразительность и
грамотность речи.

Отличительные особенности программы.
Настоящая программа способствует конструктивному самоопределению
подростков и нацелена на решение практико-ориентированных задач,
направленных на формирование универсальных способов действий учащихся,
определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в
познании окружающего мира.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьное телевидение»,
ориентированная на учащихся 14-17 лет. Занятия проводятся по 4 часа в неделю.
Наполняемость группы 10 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 144 часа
Срок освоения:
Программа рассчитана на
обучения.

1

Объем программы: 144 часа
Срок освоения:
год Программа рассчитана на
обучения:
1 год обучения: 144 часа

1

года

Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы:
Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или еѐ часть может
реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации
обучающихся.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, практические занятия.
Перечень форм подведения итогов: тестирование, выступление с докладом,
видеоотчет.
Объем программы: 144 часа в год.
Цель программы: приобретение учащимися функционального навыка работы
над созданием телепродукта, развитие творческих и исследовательских
способностей учащихся, активизация личностной позиции учащегося в
образовательном процессе, развитие специальных коммуникативных навыков для
реализации школьных медиапроектов.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умения анализировать и оценивать полученную информацию,

необходимую для выполнения различных задач;
- формировать
умения
создавать
цифровую
информацию
для
эффективного общения;
- формировать
умения использовать технические средства
для
облегчения работы с аудиторией;
- формировать умения передачи результатов своей работы в электронном
виде с помощью различных средств;
Развивающие:
- развивать интерес детей к овладению ИКТ-технологиями;
- формировать ИКТ-компетентности учащихся;
Воспитательные:
- развивать медиакультуру учащихся.
Формы организации занятий:
- беседа;
- круглый стол;
- практическое занятие (индивидуальное, групповое, индивидуальногрупповое);
- координационный и редакционный советы;
- самостоятельная работа.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/ Наименование разделов (или тем)
п

Общее
количест
во часов

Из них
Теория Практик
а
1

1. Техника безопасности

1

2. Основы художественного творчества

10

7

3

3. Телевидение

16

4

12

20

6

14

5. Основы операторского мастерства.

28

8

20

6. Основы видеомонтажа.

16

6

10

7. Основы аудиомонтажа.

10

4

6

8. Актерское мастерство и техника речи.

8

9. Творческий синтез.

35

4. Создание фильмов с помощью киностудий

8
3

32

Итого

144

39

105

Содержание программы
1. Введение. Техника безопасности
Теория: Знакомство с обучающимися, сбор и корректировка ожиданий, игры на
командообразование.
Практика: Настройка оборудования.
2. Основы художественного творчества (10ч.)
Основы современной видеопродукции, механизмы ее производства и
продвижения. Автор, образ, зритель. Структура человеческой личности.
Структура зрелищного пространства. Композиция. Художественные стили в
видеопродукции. Структура сценария. Личность в кадре. Самостоятельная
подготовка авторских текстов, их анализ. Авторская рубрика. Подготовка
видеосюжета (участие в качестве оператора и ассистента оператора).
Практическая работа: участие в видеосъемках, анализотснятых материалов.
3. Телевидение (16ч.)
Просмотр, обсуждение и оценка видеопродукции. Специфика: эффект
присутствия, быстрота передачи информации, массовость аудитории.
Основные телевизионные жанры. Сочетание различных жанров. Знакомство с
понятиями «репортаж», «интервью». Роль автора в создании программы /
рубрики (выбор темы, позиция, отбор материала и т.д.).
4. Создание фильмов с помощью киностудий (20ч.)
Создание и редактирование фильмов с помощью программ Windows Movie
Maker и Movie Edit Pro. Основные сведения о сборниках, проектах и фильмах.
Основные правила съемки видеоматериалов и монтажа фильма. Основные
правила съемки видеоматериалов и монтажа фильма. Импорт материалов.
Монтаж и сохранение проекта. Эффекты проекта. Уровень звука. Защита
проекта.
5. Основы операторского мастерства (28ч.)
Техника безопасности. Техника и технология современного ТВ, форматы
видеозаписи. Правила и схемы подключения и эксплуатации. Проведение
пробной видеосъемки для выработки навыков работы с видеокамерой.
Композиция кадра. Анализ отснятого материала. Кадрирование. Содержание
кадра. Драматургический сюжет в кадре. Оптические искажения. Ракурс.
Крупность планов.
Практическая работа: видеосъемка. Анализ отснятого материала. Движение
камеры и движение в кадре. Панорама, трансфокация, перевод фокуса.
Субъективная и объективная камеры. Внутрикадровый монтаж. Видеосъемка
этюдов. Анализ отснятого материала. Освещение: естественное и
искусственное. Виды искусственного света.
6. Основы видеомонтажа (16ч.)
История монтажных теорий. Композиция телевизионной передачи.

Специальные эффекты. Компьютерная обработка видеоизображения.
Просмотр и анализ видеоклипов. Практика видеомонтажа. Практика
видеомонтажа. Ввод видеоизображения и простейшие операции.
Практика: Монтаж изображения вывод его на видео. Практика
видеомонтажа. Монтаж музыкального видеоклипа.
7. Основы аудио-монтажа (10ч.)
Звуковое решение телевизионных программ. Роль музыки в современном
телевидении. Внутрикадровая и закадровая музыка. Единство музыкального
решения. Единство стиля музыкального решения. Единство стиля музыки и
изобразительного решения.
Практика: Анализ музыкального решения просмотренной передачи. Звук на
телевидении. Шумы в фонограмме передач. Звуковые планы. Акустическая
атмосфера. Звуковые эффекты.
Практика: Анализ звукового решения просмотренного фильма. Основы
звукорежиссуры. Аппаратура для записи и обработки звука. Технология
синхронной записи звука и последующего озвучения.
Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука.
8. Актерское мастерство и техника речи (8ч.)
Каждое занятие состоит из двух частей: первая посвящается актерскому
мастерству, вторая – технике речи.
Физическая концентрация и расслабление. Внимание. Объекты внимания.
Переключение внимания. Воображение и фантазия. Предлагаемые
обстоятельства. Оправдание предлагаемых обстоятельств. Действие
внутреннее и внешнее. Логика действия. Оценка, пристройка,
приспособление. Постановка сценической задачи. Работа с воображаемыми
предметами. Общение, взаимодействие с партнером. Работа над текстом.
Ключевые слова и логические ударения. Постановка дыхания. Артикуляция.
Чтение с листа и наизусть. Коррекция индивидуальных речевых дефектов.
9. Творческий синтез (35ч.)
Систематизация и закрепление пройденного материала.
Индивидуальные консультации. Защита работ.
Содержание
курса составляет освоение ИКТ-компетентными
учащимися двух видеопрограмм:
1. Windows Movie Maker;
2. Movie Edit Pro.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к делу и участию в социально
значимом труде, стремления к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в

школьном самоуправлении и общественной жизни;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные:
- регулятивные:
 самостоятельнаяпостановка целей, планирование способов достижения;
 соотношениесвоих действия с планируемыми результатами;
 оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей;
 владение основами самоконтроля, самооценки;
- познавательные:
 ориентирование в своей системе знаний:
 выделение, обобщение и фиксирование необходимой информации;
 решение проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные:
 точное и полное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями межкультурной коммуникации;
 участие в коллективном обсуждении проблем;
 умение обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке
общейпозиции;
 умение устанавливать деловые отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Предметные:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к позиции и ценностям
других людей, выраженной личностной позиции в восприятии мира;
- создание основы для формирования интереса к самосовершенствованию, в том
числе на основе самонаблюдения и самооценки, получению новой информации,
позволяющей расширять свои знания в различных областях.
Формы аттестации
На начальном этапе обучения предусматривается выявление интересов,
склонностей, потребностей, уровень мотивации, творческой активности детей. В
течение учебного года контроль над результатами обучения осуществляется
посредством: наблюдения, рефлексии занятия (анализ готового изделия или этапа
работы при его изготовлении). В конце учебного года проводится итоговый
контроль с целью определения степени достижения результатов обучения в виде

зачѐтной работы – трансляция видеоролика на школьном сайте в группе
ВКонтакте.
Критерии выполнения зачѐтной работы:
 Соответствие ролика указанной теме
 Техническая реализация: качество видеосъемки
 Композиция
 Оригинальность
 Содержательность работы: законченность сюжета, наличие титульного
кадра
 Выразительные средства: наличие звукового сопровождения,
видеоэффекты
 Общее эмоциональное восприятие
Технические средства обучения:
- видеокамера / зеркальный фотоаппарат;
- штативы;
- съемные носители информации;
- микрофоны;
- компьютер со специальным ПО;
- проектор.
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
108
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
144
5
Недель в 1 полугодии
17
6
Недель во 2 полугодии
19
7
Начало занятий
02.09.2023
8
Каникулы
Выходные дни
31 декабря- 9 января
9
Окончание учебного года
31.05.2024
10

Список литературы
Нормативные документы
- 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
- 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
- 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
- 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
- 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- 10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- 11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Литература для учащихся:
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М.:Аспект Пресс,
2004. -159 с.
Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. М.:Аспект Пресс, 2004. -191 с.
Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И. Мастерство эфирного
выступления. М.:Аспект Пресс, 2004. -283 с.
Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс,
2004. -176 с.
Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению
фотосъемке. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. -160 с.
Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. [Электронный ресурс]:
методическое пособие.- Режим доступа:http://journ-port.ru/publ/28-1-0-259
Телевидение в системе СМИ. Социальные функции телевидения. История и
тенденции развития. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим
доступа:http://libbabr.com/?book=3516
А.Ю. Юровский. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный
ресурс]:
методическое
пособие.Режим
доступа:http://kgujournalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezh


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».