Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» и порядок ее утверждения разработан в соответствии с Федеральным Закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерацииот31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МАНОУ «Центр молодѐжи», Положением о дополнительных общеобразовательных программах МАНОУ «Центр молодѐжи». Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей безпринуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы вшколе положительно влияют на совершенствование у детеймногих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы сраннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: ―Разумом одерживатьпобеду‖. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Направленность (профиль) программы Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Содержание программы направлено на приобщение детей к шахматам и максимально быстрое спортивное совершенствование игроков. Актуальность данной программы Шахматы – это приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры. Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Отличительные особенности программы, новизна Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что данная программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение игре в шахматы. Шахматная программа по своей сути является досуговой, простой: освоение учебного материала идѐт от простого к сложному, от знакомства с элементарными понятиями игры к постепенному расширению и углублению знаний во всех областях шахматной теории. Адресат программы Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 72 часа по 2 часа в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. Психологический климат в группе позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 мин Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 2 часа Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа. Особенности организации образовательного процесса Формы реализации программы: Программа или еѐ часть может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные, коммуникативные, успособности. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: лекции, соревнования. Перечень форм подведения итогов: опрос, упражнения и задания, соревнования. Цель программы – организация полноценного досуга учащихся черезобучениеигре вшахматы. Достигаются указанные цели через решение следующих задач: - познакомить с историей шахмат, - игры с руководителем, - дать учащимся теоретические знания по шахматной игре ирассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирногоповедения. - привить любовь интерес к шахматам и учению в целом, - научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, научить уважать соперника, - развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности, - ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире. Планируемые результаты освоения учащимися программы К концу обучения учащиеся должны знать: Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур; принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля; некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.). правила игры в миттельшпиле; основные элементы позиции; правильно разыгрывать дебют; грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие; проводить элементарно анализ позиции; составлять простейший план игры; находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания; пользоваться шахматными часами. уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать; объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход; правильно вести себя за доской; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические приемы; точно разыгрывать простейшие окончания. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия: личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению ―Шахматы‖ является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению ―шахматы‖– является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): РегулятивныеУУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Основные формы и средства обучения: Практическая игра. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Участие в турнирах и соревнованиях. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры иинсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению ―Шахматы‖ соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик. Содержание программы кружка 1. 2. 3. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории и перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие«мат».Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья,виды ничьей. Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа«Какая фигура ценнее?») Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специальноподобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король ипешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра напат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии. Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. 10. 11. 12. Сеансы одновременной игры. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. Соревнования. Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. Учебно-тематический план № Темы и видыдеятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Организационноезаня тие. Шахматы – спорт,наука,искусств о. Правилаигры. Первоначальные понятия. Тактикаигры. Стратегияигры. Эндшпиль. Дебют. Конкурсырешения задач,этюдов. Сеансы одновременнойигры. Соревнования. Итоговоезанятие. Всего: Количество часов на на на теоретические практические индивидуальны занятия занятия е занятия Итого 1 1 2 2 4 1 1 6 4 1 1 6 3 3 5 5 2 2 5 5 1 1 1 1 6 6 11 11 5 3 8 4 4 33 10 1 72 10 1 33 6 Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 Количество часов в неделю 2 Количество часов 72 Недель в 1 полугодии 16 Недель во 2 полугодии 20 Начало занятий 02.09.2023 Каникулы Выходные дни 31 декабря- 9 января Окончание учебного года 31.05.2024 Материально-техническое обеспечение. На занятиях используются: Магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами–1штука; Шахматные часы –2штук Словарь шахматных терминов; Комплекты шахматных фигур с досками –10–12 штук; Учебник; Методические пособия. 3 4 5 6 7 8 9 10 Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Используемая учебно-методическая литература: 1. Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы в школе».-М..Просвещение,2013. 2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Обнинск. Духовное возрождение,2014. 3. Авербах Ю.Л. Путешествие в шахматное королевство. М..-Физкультура и спорт.,2015. 4.Бронштейн Д.И. Самоучитель. М..-Физкультура и спорт.,2014. 5. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки чѐрно-белые чудес и тайн полны .Обнинск. Духовное возрождение,2013. 6. Гаршин В.И. Румяные щеки. М..- Физкультура и спорт 2015 Список литературы для педагога: 1. Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г. Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд»,2006 г. 2. Костров В. Шахматы для детей. – Спб.: Литера 2002 г. 3. Тартаковер С. Учебник шахматной игры. – М.: Олимпия,2005 г. 4. Эстрин Э. Б. Шахматные дебюты. – М.: «Фаир-Пресс», 2003 г. 5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 6. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Для обучающихся: 1. Ефим Чеповецкий: Приключения шахматного солдата Пешкина Школа 2102 2. Антонина Трофимова: Шахматы для юных чемпионов Феникс 2013 3. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Завлечение Литера 2013 4. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Двойной удар Литера 2013 5. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Мат королю Литера 2013 6. Элизабет Долби: Шахматы. Как стать хорошим игроком Эгмонт 2012 7. Костров, Рожков: 1000 шахматных задач. Решебник. 1 и 2 части Русский дом 2013 8. Шахматы для самых маленьких автор: Игорь Сухин АСТ, Астрель 2008