УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛАССЫ), РЕАЛИЗУЮЩИЙ ФК ГОС (НРК) на 2019-2021 учебный год Пояснительная записка к Учебному плану среднего общего образования (10-11 классы), (2019-2021 учебный год) Учебный план МБОУ «СОШ № 15», реализующий основную образовательную программу среднего общего образования, является нормативно-правовым документом по введению и реализации государственного образовательного стандарта (далее ФК ГОС), фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при 5-дневной учебной неделе, определяет состав учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. 1. Нормативные основания составления Учебного плана Учебный план в 2020-2021 учебном году разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: ФЗ- № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Письма Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». Приказа Минобрнауки России от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312». Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г). Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; Основной образовательной программы СОО МБОУ «СОШ № 15» (ФК ГОС НРК). Календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год. Устава МБОУ«СОШ №15». 2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана Основные подходы к формированию Учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности МБОУ «СОШ № 15»: обеспечением прав обучающихся на получение качественного образования, установленного федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; обеспечением непрерывности основного общего и среднего общего образования; обеспечением индивидуально-личностного подхода к обучающимся; обеспечением оптимальной нагрузки обучающихся и организация образовательного процесса в соответствие со здоровьесберегающими критериями и нормами: продолжительность обуче- ния (в учебных часах) для каждого уровня образования; недельная нагрузка обучающихся в рамках 5-дневной учебной недели; внедрение инновационных технологий обучения, обеспечивающих фундаментальное, функционально гибкое образование на основе подлинной защиты прав субъектов образовательного процесса; обеспечение условий для общего развития ребѐнка как субъекта образовательного процесса (самоопределение, самоутверждение, самореализация и самовыражение в образовательной деятельности); предоставление педагогам права выбора конкретных программ и методик при условии обеспечения принципа преемственности по уровням образования, соблюдая права ребѐнка и его родителей (законных представителей); организация взаимодействия с внешней средой (высшими и средними специальными учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования детей). Универсальность образования обеспечивается методологически, методически,технологически и содержательно через соблюдение принципов гуманизации, технологизации, информатизации и непрерывности образования, что отражено в инвариантной и вариативной частях Учебного плана. Цель и задачи Учебного плана Цель: создание условий для реализации прав граждан РФ на образование. Задачи: 1. Обеспечить базовое образование обучающимся МБОУ «СОШ № 15» через реализацию Учебного плана. 2. Обеспечить овладение обучающимися государственными образовательными стандартами среднего общего образования. 3. Усилить в содержании образования активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. 4. Формировать и развивать информационную культуру обучающихся. 5. Создать условия для предпрофильной подготовки обучающихся и их самоопределения на уровне среднего общего образования. Принципы построения Учебного плана Формирование учебного плана среднего общего образованияпроисходит с учетом идеи выбора и самоопределения. Уровень среднего общего образованияпредставлен 11а классом, в котором учащиеся имеют возможность посредством выбора курсов из вариативной части учебного плана гораздо шире изучать предметные курсы. Учебные предметы федерального компонента представлены на базовом (ориентированном на формирование общей культуры и в большей степени связанным с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации) уровне стандарта учебного предмета. Таким образом, реализуются основные задачи концепции модернизации российского образования - повышение доступности, качества и эффективности. Главным условием решения этих задач является выполнение государственного стандарта среднего общего образования. 3. Характеристика структуры Учебного плана. Учебный план построен на принципах дифференциации и вариативности. Государственный стандарт общего образования включает три компонента. Это означает, что основными компонентами Учебного плана являются: Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта, устанавливается Российской Федерацией и обеспечивает единство образовательного пространства в стране, является инвариантной частью содержания среднего общего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения; Региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка. Компонент образовательного учреждения – устанавливается самостоятельно образовательным учреждением и позволяет более полно учесть местные условия, возможности школы, обеспечить ва- риативность и личную ориентацию образования. Часы школьного компонента Учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях, на введение элективных учебных предметов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся. В 11-ом общеобразовательном классе осуществляется традиционная классно-урочная модель организации образовательной деятельности, которая предоставляет больше возможности для предупреждения пропусков занятий и как следствие, более качественного усвоения общеобразовательных программ выпускниками школы. В соответствии с основными целями и задачами образования, одним из приоритетов образовательной системы выступает ее гуманитарный компонент. Элективный курс: «Правописание и культура речи» обеспечивают запрос учащихся на предоставление образовательных услуг по формированию коммуникативной составляющей образованности. Данный курс приобретает статус универсального значимого, так как риторически важные параметры воздействующей речи, изучаемые в рамках его программы, соотносимы с любым предметным содержанием, а владение арсеналом речевых, коммуникативных и риторических умений может обеспечить необходимый уровень коммуникативной культуры учителя и обучающегося как на федеральном, так и на региональном уровнях. Элективный курс «Секреты художественного образа» способствуют развитию устной и письменной речи, формированию у обучающихся компетентности в области изучения русского языка, умения работать с текстом. Учебным планом школы предусмотрены элективные курсы по математике: «Решение алгебраических задач практического применения» и «Элементарная алгебра в ЕГЭ». Цель курсов – расширение математических знаний, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, а так же предусмотрено расширение рассматриваемых тем общеобразовательного стандарта. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, которые выполняют три основные функции: 1)развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету; 2)расширение содержания учебного предмета ; 3)удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. В учебном плане представлены предметные факультативные курсы по выбору: «Дискуссионные вопросы обществознания», «Генетика в задачах» и «Предпрофильная подготовка». В рамках курса «Предпрофильная подготовка» проходят групповые занятия обучающихся, выбравших направление предметной деятельности сверх базового уровня. Часы «Русского родного языка» и «Русской родной литературы» изучаются в рамках предметов «Русский язык» и «Литература». Учащимся, желающим расширить и углубить свои знания по отдельным предметам, а также подготовиться к ЕГЭ предоставляется возможность выбора факультативных учебных предметов. Таким образом, учащиеся имеют возможность свободного выбора элективных и факультативных курсов, что обеспечивает учѐт индивидуальных потребностей, запросов и возможностей выпускников школы. Учебная нагрузка учащихся в сумме не превышает максимальный объем обязательной учебной нагрузки для учащегося, которая предусмотрена Базисным учебным планом и санитарными нормами в рамках пятидневной учебной недели. 4. Особенности программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Учебного плана обеспечен рабочими программами по учебным предметам среднего общего образования, составленными на основе ГОСа среднего (общего) образования. Программы обеспечены учебными и дидактическими пособиями. Программы педагогов утверждены приказом директора. 5. Характеристика реализуемых в образовательной организации образовательных программ в соответствии с лицензией. Форма организации образовательного процесса Тип - общеобразовательная организация Структура классов - общеобразовательные Форма освоения - очная Базовый уровень обучения Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: среднего общего образования – 2 года. Продолжительность учебного года: в 11 классе – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Продолжительность урока – 45 минут: Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность перемен: минимальная – 10 минут, максимальная – 15 минут. Максимальный объём домашнего задания (соответствует требованиям, предъявляемым СанПиН) Таблица № 1 Классы Допустимые пределы времени 11 до 3,5 часов Максимально допустимая недельная нагрузка: Таблица № 2 Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, в часах 11 34 № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Учебный план 2019 – 2021 учебный год среднего общего образования (10-11 классы) 10 класс 11 класс Число недельных учебных Число недельных учебных часов/ число недельных чачасов/ число недельных чаУчебные предметы сов в год сов в год Число недельных учебных часов за два года обучения/ всего учебных часов за два года обучения Федеральный компонент Базовые учебные предметы 1 Русский язык 1/34 1/34 2/68 2 Литература 3/102 3/102 6/204 3 Иностранный язык (английский) 3/102 3/102 6/204 4 Математика 4/136 4/136 8/272 5 Информатика и ИКТ 1/34 1/34 2/68 6 История 2/68 2/68 4/146 7 Обществознание (включая экономику и право) 2/68 2/68 4/136 8 География 1/34 1/34 2/68 9 Физика 2/68 2/68 4/136 10 Астрономия 1/34 1/34 11 Химия 1/34 1/34 2/68 12 Биология 1/34 1/34 2/68 13 Искусство (МХК) 1/34 1/34 2/68 14 Технология 1/34 1/34 2/68 15 ОБЖ 1/34 1/34 2/68 16 Физическая культура 3/102 3/102 6/104 Всего: 28/952 27/918 55/1870 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения Русский родной язык * * * Русская родная литература * * * Правописание и культура речи 1/34 1/34 2/68 Секреты художественного образа 1/34 1/34 2/68 Элементарная алгебра в ЕГЭ 1/34 1/34 2/68 Решение алгебраических задач практического применения 1/34 1/34 2/68 Дискуссионные вопросы обществознания 1/34 1/34 2/68 Предпрофильная подготовка 1/34 1/34 2/68 Генетика в задачах 1/34 1/34 Всего: 6/204 7/204 13/442 Итого: 34/1156 34/1156 68/2312 Предельно допустимая аудиторная учебная 34/1156 34/1156 68/2312 нагрузка при 5-дневной учебной неделе * Часы «Русского родного языка» и «Русской родной литературы» изучаются в рамках предметов «Русский язык» и «Литература». Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)