Программа Волейбол

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по виду спорта «Волейбол» и порядок еѐ
утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», Уставом МБОУ «СОШ № 15».
Направленность программы


Направленность программы – физкультурно-спортивная.



Уровень сложности программы – стартовый ознакомительный.

Данная программа направлена на:
- создание условий для физического воспитания и развития детей;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;
- совершенствование техники игры в волейбол, развитие специальных физических качеств,
повышение уровня функциональной подготовленности, приобретение опыта и достижение
стабильности выступления на спортивных соревнованиях по виду спорта волейбол.
Актуальность программы заключается в доступности игры в волейбол для любого
возраста; возможности использования средств волейбола для всестороннего физического развития
и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в тоже время использования
его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодѐжи.
Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный
аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту
движений, реакцию и координацию. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Педагогическая целесообразность обусловлена применением в педагогическом процессе
форм, методов и технологий, способствующих формированию двигательных умений и навыков,
2

развитию основных и специальных физических качеств. Благодаря систематическим занятиям
физической культурой и спортом обучающиеся приобретают общую физическую подготовку, а
развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы
растущего организма - в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной
образовательной программы по обучению игры в волейбол. Кроме того, педагогическую
целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у обучающегося
чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе
(команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего спортивного
потенциала при выполнении индивидуальных пробежек обучающегося, в соревновательной
деятельности формирования тактического мышления. Помимо всего прочего, ведущими методами
в процессе обучения волейболу являются игровой и соревновательный методы, создающие
благоприятный эмоциональный фон и интерес к систематическим занятиям. Игровой метод
предусматривает

выполнение

двигательных

действий

в

условиях,

регламентированных

искусственно установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в
игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой. Соревновательный метод представляет
собой специально организованную соревновательную деятельность.
Отличительные особенности программы, новизна
Программа является основным документом при организации и проведении занятий по
волейболу в МБОУ «СОШ №15» городского округа Рефтинский (далее - Учреждение) и содержит
следующие предметные области:
1. Обязательные предметные области.
 теория и методика физической культуры и спорта;
 общая физическая подготовка;
 вид спорта – волейбол.
2. Вариативные предметные области.
 различные виды спорта и подвижные игры;
 специальные навыки;
 спортивное и специальное оборудование.
Адресат программы. Для обучения волейболу по программе принимаются мальчики и
девочки, юноши и девушки,(10-17 лет) не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям.
Зачисление проводится по заявлению родителя (законного представителя), предоставлено по
установленной форме Учреждения. Набор в группы осуществляется ежегодно не позднее 31
августа текущего года. При появлении вакантных мест возможен дополнительный прием
поступающих в течение учебного года при наличии пакета документов для поступления и
медицинского допуска.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
3

Перерыв между учебными занятиями – 15 минут
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся – 3 раза в неделю по 2 часа
Число детей в группе от 10 до 20 человек.
Объем программы: 1296 часов
Срок освоения: 6 лет
Программа рассчитана на 6 лет обучения:
1 год обучения: 216 часов в год
2 год обучения: 216 часов в год
3 год обучения: 216 часов в год
4 год обучения: 216 часов в год
5 год обучения: 216 часов в год
6 год обучения: 216 часов в год
Особенности организации образовательного процесса
Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или еѐ часть может
реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости
промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Программа

рассчитана

на

обучающихся,

имеющих

различные

интеллектуальные,

коммуникативные, учебные и творческие способности, на обучение детей с ОВЗ, детей группы
риска.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, семинары, соревнования.
Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выступление с докладом,
контрольные упражнения и задания, зачѐт, соревнования.

Цель, задачи программы
Цель Программы – формирование
удовлетворение

их

индивидуальных

и развитие творческих способностей детей,
потребностей

нравственном

и

физическом

совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению
здоровья, а также организацию их свободного времени.
Основные задачи программы:
1. обучающие:
- формирование знаний о роли физической культуры и спорта в жизни человека и их место в
современном обществе;
- формирование устойчивых знаний о безопасном поведении на объектах спорта
4

и на занятиях волейболом;
- обучение приѐмам и методам контроля физической нагрузки на самостоятельных занятиях;
- способствовать приобретению опыта проектной деятельности обучающихся;
- формирование нравственно-этических компетенций обучающихся;
- обучение официальным правилам волейбола и основ судейства;
-формирование профессиональной ориентации обучающихся;
- подготовка обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации и
образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные
программы среднего профессионального и высшего профессионального образования в области
физической культуры и спорта;
- формирование предпрофессиональных навыков в области физической культуры и спорта с
учетом избранного вида спорта.
2. Развивающие:
- укрепление здоровья средствами общей физической подготовки, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни;
- повышение функциональных возможностей организма средствами игры в волейбол;
- развитие тактических навыков и умений вести игру;
- развитие умений ориентироваться в пространстве;
- развитие специальных физических качеств для игры в волейбол при помощи комплексов общих
физических упражнений;
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- развитие координационных способностей;
- развитие психических функций и качеств, необходимых для успешных занятий волейболом.
3. Воспитательные:
- формирование организаторских навыков и умений действовать в коллективе;
- воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой
привычки в самовоспитании личностных качеств;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям по волейболу;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- воспитание коммуникативных навыков у обучающихся средствами игры в волейбол;
- профилактика асоциального поведения обучающихся;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, умение брать на себя инициативу;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям по избранному виду спорта (волейбол) в
свободное время;
- воспитание культуры поведения болельщика;
- формирование спортивной мотивации;
- повышение уровня психологической подготовки обучающихся.
5

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план обучения.

1
2
3
4
5

6

1
2
3
4
5

Название раздела, темы 1 год обучения
Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при
проведении занятий.
История рождения и развития волейбола.
Режим и питание спортсмена.
Личная гигиена и закаливание организма.
Основы спортивной тренировки – методы
обучения. Морально – волевая,
психологическая и тактическая подготовка
спортсмена.
Правила соревнований. Судейство
соревнований.
Общая физическая подготовка
Развитие силы
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие ловкости
Развитие гибкости

Техническая подготовка
1
Стойки волейболиста
2
Верхняя передача
3
Нижняя передача
4
Взаимодействия с игроком 3 зоны.
5
Нижняя прямая подача
6
Нижняя и верхняя передача с перемещением
по площадке.
Тактическая подготовка
1
Нападение 2 темпом
2
Нападение 1 темпом
3
Защитные действия «углом вперед»
4
Защитные действия «углом назад»
Тестирование, контрольные испытания
Участие в соревнованиях
Итого

часы
7
1
1
1
2
1

1
57
14
11
13
10
9
80
10
15
15
20
10
10
72
18
15
15
15
1
8
216

Учебный план обучения.

1
2
3
4
5

Название раздела, темы 2 год обучения
Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при
проведении занятий.
История рождения и развития волейбола.
Режим и питание спортсмена.
Личная гигиена и закаливание организма.
Основы спортивной тренировки – методы
обучения. Морально – волевая,

часы
7
1
1
1
2
1

6

6

1
2
3
4
5

психологическая и тактическая подготовка
спортсмена.
Правила соревнований. Судейство
соревнований.
Общая физическая подготовка
Развитие силы
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие ловкости
Развитие гибкости

Техническая подготовка
1
Стойки волейболиста
2
Верхняя передача
3
Нижняя передача
4
Взаимодействия с игроком 3 зоны.
5
Нижняя прямая подача
6
Нижняя и верхняя передача с перемещением
по площадке.
Тактическая подготовка
1
Нападение 2 темпом
2
Нападение 1 темпом
3
Защитные действия «углом вперед»
4
Защитные действия «углом назад»
Тестирование, контрольные испытания
Участие в соревнованиях
Итого

1
57
14
11
13
10
9
80
10
15
15
20
10
10
72
18
15
15
15
1
8
216

Учебный план обучения.

1
2
3
4
5

6

1
2
3
4
5
1
2
3

Название раздела, темы 3-4 год обучения
Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при
проведении занятий.
История рождения и развития волейбола.
Режим и питание спортсмена.
Личная гигиена и закаливание организма.
Основы спортивной тренировки – методы
обучения. Морально – волевая,
психологическая и тактическая подготовка
спортсмена.
Правила соревнований. Судейство
соревнований.
Общая физическая подготовка
Развитие силы
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие ловкости
Развитие гибкости
Техническая подготовка
Стойки волейболиста
Верхняя передача
Нижняя передача

часы
7
1
1
1
2
1

1
57
14
11
13
10
9
80
10
15
15
7

Взаимодействия с игроком 3 зоны.
Нижняя прямая подача
Нижняя и верхняя передача с перемещением
по площадке.
Тактическая подготовка
1
Нападение 2 темпом
2
Нападение 1 темпом
3
Защитные действия «углом вперед»
4
Защитные действия «углом назад»
Тестирование, контрольные испытания
Участие в соревнованиях
Итого
Учебный план обучения.
4
5
6

1
2
3
4
5

6

1
2
3
4
5

Название раздела, темы 5-6 год обучения
Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности при
проведении занятий.
История рождения и развития волейбола.
Режим и питание спортсмена.
Личная гигиена и закаливание организма.
Основы спортивной тренировки – методы
обучения. Морально – волевая,
психологическая и тактическая подготовка
спортсмена.
Правила соревнований. Судейство
соревнований.
Общая физическая подготовка
Развитие силы
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие ловкости
Развитие гибкости

Техническая подготовка
1
Стойки волейболиста
2
Верхняя передача
3
Нижняя передача
4
Взаимодействия с игроком 3 зоны.
5
Нижняя прямая подача
6
Нижняя и верхняя передача с перемещением
по площадке.
Тактическая подготовка
1
Нападение 2 темпом
2
Нападение 1 темпом
3
Защитные действия «углом вперед»
4
Защитные действия «углом назад»
Тестирование, контрольные испытания
Участие в соревнованиях
Итого

20
10
10
72
18
15
15
15
1
8
216

часы
7
1
1
1
2
1

1
57
14
11
13
10
9
80
10
15
15
20
10
10
72
18
15
15
15
1
8
216

8

Планируемые результаты
После освоения программы по волейболу базового уровня обучающиеся должны знать:

- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику
профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм
от неправильного отношения к гигиеническим требованиям; разминкам.
правила игры.
Уметь:

- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия
и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных
физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
соревнований;

- выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

- работать с информационными источниками спортивной направленности.
Демонстрировать:

- технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
- технику и простейшую тактику игры в волейбол.
Результатом освоения образовательной Программы первого года обучения является:
1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и
спорта»:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы рационального питания;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным
видом спорта;
- освоение комплексов физических упражнений;
-

укрепление

здоровья,

повышение

уровня

физической

работоспособности

и

функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
9

3. В обязательной предметной области «вид спорта»:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- развитие специальных психологических качеств;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся,
тренировочных нагрузок.
4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»:
- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других
видов спорта и подвижных игр;
- умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и
подвижных игр;
- контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке.
5. В вариативной предметной области «специальные навыки»:
- умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному
виду спорта.
6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»:
- знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта.
Результатом освоения образовательной Программы второго года обучения является:
1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и
спорта»:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы рационального питания;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным
видом спорта;
- развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;
- освоение комплексов физических упражнений;
-

укрепление

здоровья,

повышение

уровня

физической

работоспособности

и

функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
3. В обязательной предметной области «вид спорта»:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- развитие специальных психологических качеств;
10

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся,
тренировочных нагрузок;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях.
4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»:
- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других
видов спорта и подвижных игр;
- умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и
подвижных игр;
- контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке.
5. В вариативной предметной области «специальные навыки»:
- умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному
виду спорта;
- развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы
в команде.
6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»:
- знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке.
Результатом освоения образовательной Программы третьего и четвертого годов
обучения является:
1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и
спорта»:
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;
- основы спортивной подготовки;
- основы спортивного питания;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным
видом спорта;
- развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;
- освоение комплексов физических упражнений;
- освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;
- самостоятельная работа;

11

-

укрепление

здоровья,

повышение

уровня

физической

работоспособности

и

функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
3. В обязательной предметной области «вид спорта»:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- развитие специальных психологических качеств;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся,
тренировочных и соревновательных нагрузок;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных
разрядов и званий по избранному виду спорта;
- умение применять основы атакующих и защитных действий;
- умение применять в практической игре обманные движения.
4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»:
- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других
видов спорта и подвижных игр;
- умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и
подвижных игр;
- задания и упражнения из других видов спорта: прыжки, метания мяча;
- играть в подвижные игры на ориентировку в пространстве;
- контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке.
5. В вариативной предметной области «специальные навыки»:
- умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному
виду спорта;
- развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы
в команде;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений;
- умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и
самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и
возникновения несчастных случаев.
6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»:
- знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- умение ориентироваться в действиях с партнѐрами;
- применение способов самостраховки при неожиданном падении.
Результатом освоения образовательной Программы пятого и шестого годов обучения
является:
12

1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и
спорта»:
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;
- основы спортивной подготовки;
- основы спортивного питания;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта;
- федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта;
- общероссийские антидопинговые правила.
2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным
видом спорта;
- развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;
- комплексы упражнений, развивающих физические кондиции волйболистов;
- освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;
- самостоятельная работа;
-

укрепление

здоровья,

повышение

уровня

физической

работоспособности

и

функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию;
- повышение индивидуального игрового мастерства.
3. В обязательной предметной области «вид спорта»:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- развитие специальных психологических качеств;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся,
тренировочных и соревновательных нагрузок;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных
разрядов и званий по избранному виду спорта;
- умение применять основы атакующих и защитных действий;
- умение применять в практической игре обманные движения;
-

обучение

способам

повышения

плотности

технико-тактических

действий

в

обусловленных интервалах игры.
4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»:
- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других
видов спорта и подвижных игр;
13

- умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и
подвижных игр;
- задания и упражнения из других видов спорта: прыжки, метания мяча;
- играть в подвижные игры на ориентировку в пространстве;
- упражнения из других видов спорта, формирующие технические навыки волейболиста;
- контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке.
5. В вариативной предметной области «специальные навыки»:
- умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному
виду спорта;
- развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы
в команде;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений;
- развитие специальных психологических качеств;
- умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и
самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и
возникновения несчастных случаев.
6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»:
- знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- умение ориентироваться в действиях с партнѐрами;
- применение способов самостраховки при неожиданном падении.
Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище
олимпийского резерва, в колледжи или ВУЗы на спортивные факультеты.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

108

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов

216

5

Недель в 1 полугодии

17

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

02.09.2023
14

9

Выходные дни

31 декабря- 9 января

10

Окончание учебного года

31.05.2024

Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Количество
Наименование изделий
изделий
Основное оборудование и инвентарь

№
п/п
1

Мяч волейбольный

25

2

Конусы для разметки

20

3

Палки гимнастические

20

4

Мяч теннисный

20

Примечания

Дополнительное, вспомогательное оборудование и инвентарь
1

Стойки волейбольные

2

2

Сетка волейбольная

1

Контрольно-измерительные, судейские и информационные средства
1

Секундомер

1

2

Табло

1

Кадровое обеспечение - Требуется педагог дополнительного образования, отвечающий
всем

требованиям

квалификационной

характеристики

для

соответствующей

должности

педагогического работника;
Методические материалы
Методическая часть программы включает примерные тренировочные планы по основным
видам подготовки. Содержит практические материалы и методические рекомендации по
проведению тренировочных занятий; распределению по годам обучения и в годичном цикле
объѐмов тренировочных нагрузок, планированию спортивных результатов; организации и
проведению педагогического и медико-биологического контроля.

Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной
подготовленности обучающихся по предметным областям на всех годах обучения является
обязательным разделом образовательной программы.
Цель

контроля

-

обеспечить

оптимальность

воздействия

тренировочных

и

соревновательных нагрузок на организм обучающихся и своевременность внесения корректив в
программу.
Основными объектами педагогического контроля являются:
- общая посещаемость тренировок;
15

- уровень и динамика спортивных результатов;
- участие в соревнованиях;
- нормативные требования спортивной квалификации;
- теоретические знания.
Нормативные

характеристики

и

основные

показатели

выполнения

программных

требований:
-

стабильность состава обучающихся, регулярная посещаемость ими тренировочных

занятий;
- положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
обучающихся;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения уровня освоения
программного материала, физической и спортивной подготовленности учащихся.
Кадровое обеспечение. Педагогическая деятельность по реализации образовательной
программы осуществляется педагогическими работниками и другими работниками, имеющими
среднее профессиональное или

высшее

образование (в том числе по направлениям,

соответствующим направлениям дополнительных образовательных программ, реализуемых
организацией,

осуществляющей

образовательную

деятельность)

и

отвечающим

квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
С учетом специфики некоторых видов спорта предусматривается возможность участия в
реализации образовательной программы педагогических работников и других работников,
имеющих высшее образование по инженерным и военным специальностям, при условии
прохождения ими профессиональной переподготовки.
Требования к результатам освоения программы по предметным областям.
Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
 в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных
видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов
и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по
избранным видам спорта;

общероссийские антидопинговые правила,

утвержденные

федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и
антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований
16

и об ответственности за такое противоправное влияние);
- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
 в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий волейболом;
-

укрепление

здоровья,

повышение

уровня

физической

работоспособности

и

функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию,
воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).
 в области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики в волейболе;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся
тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных
разрядов и званий по волейболу.
 в области других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в
подвижных играх правилами;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества
в волейболе средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений;
- навыки сохранения собственной физической формы

17

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября
2018 г. № 196;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

Список литературы для педагога
1.

Биохимические основы физической работоспособности: учебное пособие / сост. ЛюН.

Тюрина. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. - 80 с.
2.

Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. – Киев:

Издательство НУФВСУ «Олимпийская литература», 2005 – 302 с.
3.

Волейбол для всех. Учебно-методическое пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2012. – 80 с.
18

4.

Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова.

– М.: Советский спорт, 2010. – 336 с.
5.

Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики

воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009 – 200 с.
6.

Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов –

резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного
совершенствования): монография / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2011. – 142 с.
7.

Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н.

Клещев. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 208 с.
8.

Комплексная тренировка связующего игрока: методическое пособие / сост. С.К.

Шляпников, А.А. Кривошеин. – Москва, 2011. – 32 с.
9.

Любошенко, Т. М. Роль пищевых и биологически активных добавок в системе подготовки

спортсменов / Т. М. Любошенко, В. А. Ляпин. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 160 с.
10. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М. ТВТ
Дивизион, 2006. – 290 с.
11. Методические рекомендации по подготовке либеро: методическое пособие / сост. Е.В.
Фомин, А. Вербов. – Москва, 2011. – 20 с.
12. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение:
методические рекомендации / сост. Е.В. Фомин. – Москва, 2011. – 24 с.
13.

Попков, В. Н. Эмпирическое исследование в физической культуре и спорте:

учеб.пособие / В. Н. Попков. – Омск : изд-во СибГУФК, 2011. – 288 с.
14. Программирование недельного тренировочного микроцикла, с акцентом на атакующие
действия игрока первого темпа: методическое пособие / сост. В.М. Алферов – Москва, 2012. –
20 с.
15. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов: методическое пособие / сост. А.В.
Суханов, Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. – Москва, 2012. – 24 с.
16. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль
эмоций): методическое руководство /сост. Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин. – Москва, 2013. – 24 с.
17.

Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред.

Г.Д. Бабушкина, Н.В. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
18. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в
ДЮСШ: методическое пособие / сост. Н.Ф. Смагина, Е.В. Фомин. – М.: ООО «АВ
«Паблишер», 2014. – 36 с.
19. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач
(подготовка связующего игрока): методическое пособие / сост. В.О. Романенко, Е.В. Фомин. –
Москва, 2012 – 28 с.
20. Степанова, О.Ю Организация этапного контроля за адаптацией спортсменок 9–16 лет
19

к физическим нагрузкам: учебно-методическое пособие / О. Ю. Степанова, Т. Н. Соломка.
– Омск: ИздательствоСибГУФК, 2008. – 40 с.
21. Техника игры: методический сборник / сост. Ю.Б. Чесноков. - Москва, 2008. – 47 с.
22. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта: учебное пособие. - Омск: СибГУФК,
2003. - 92 с.
Литература для обучающихся:
1. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт,
2005. - 144 с.
2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и
спорт, 2007. - 184 с.
3. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М.: РИО
ГЦОЛИФК, 1990. - 287 с.
4. Бриль М.С.и Современная практика психологической подготовки спортсмена // Теория и
практика физической культуры, 1979. - №12. - С. 5-7.
5. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е
издание. В.С. Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
6. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
7.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт. 1982.

Перечень интернет - ресурсов для использования в образовательном процессе.
1. https://www.youtube.com/watch?v=13JT gN4GDRg
2. https://www.youtube.com/watch?v=utzBvIucD28
3. https://www.youtube.com/watch?v=p91YqF9qvio
4. https://www.youtube.com/watch?v=78YbppnFLJY
5. https://www.youtube.com/watch?v=iiEKi pWNpQ
6. https://www.youtube.com/watch?v=qdmVC-43eAM
7. https://www.youtube.com/watch?v=eZcMhRQ8BlQ
8. https://infourok.ru/statya-oborudovanie-i-inventar-na-zanyatiyah-po- voleybolu-3877359.html
9. https://pavdussh.ru/images/DOC/Documents/uchebnaya- programma/predprofessionalnaya/11dopolnitelnaya-predprofessionalnaya- programma-po-voleibolu/sushic/programma.pdf
10. https://dushakrasno.edumsko.ru/uploads/42100/42011/section/997569/Progra
11. http://sporthmrn.ru/wp-content/uploads/Voleibol.pdf
12. http://doc.bkobr.ru/index.php/component/k2/item/2942-dopolnitelnaya- predprofessionalnayaobrazovatelnaya-programma-po-volei
20

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».