Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа по виду спорта «Волейбол» и порядок еѐ утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МБОУ «СОШ № 15». Направленность программы Направленность программы – физкультурно-спортивная. Уровень сложности программы – стартовый ознакомительный. Данная программа направлена на: - создание условий для физического воспитания и развития детей; - организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни; - совершенствование техники игры в волейбол, развитие специальных физических качеств, повышение уровня функциональной подготовленности, приобретение опыта и достижение стабильности выступления на спортивных соревнованиях по виду спорта волейбол. Актуальность программы заключается в доступности игры в волейбол для любого возраста; возможности использования средств волейбола для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодѐжи. Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Педагогическая целесообразность обусловлена применением в педагогическом процессе форм, методов и технологий, способствующих формированию двигательных умений и навыков, 2 развитию основных и специальных физических качеств. Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают общую физическую подготовку, а развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма - в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению игры в волейбол. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего спортивного потенциала при выполнении индивидуальных пробежек обучающегося, в соревновательной деятельности формирования тактического мышления. Помимо всего прочего, ведущими методами в процессе обучения волейболу являются игровой и соревновательный методы, создающие благоприятный эмоциональный фон и интерес к систематическим занятиям. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных искусственно установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой. Соревновательный метод представляет собой специально организованную соревновательную деятельность. Отличительные особенности программы, новизна Программа является основным документом при организации и проведении занятий по волейболу в МБОУ «СОШ №15» городского округа Рефтинский (далее - Учреждение) и содержит следующие предметные области: 1. Обязательные предметные области. теория и методика физической культуры и спорта; общая физическая подготовка; вид спорта – волейбол. 2. Вариативные предметные области. различные виды спорта и подвижные игры; специальные навыки; спортивное и специальное оборудование. Адресат программы. Для обучения волейболу по программе принимаются мальчики и девочки, юноши и девушки,(10-17 лет) не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям. Зачисление проводится по заявлению родителя (законного представителя), предоставлено по установленной форме Учреждения. Набор в группы осуществляется ежегодно не позднее 31 августа текущего года. При появлении вакантных мест возможен дополнительный прием поступающих в течение учебного года при наличии пакета документов для поступления и медицинского допуска. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 мин. 3 Перерыв между учебными занятиями – 15 минут Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся – 3 раза в неделю по 2 часа Число детей в группе от 10 до 20 человек. Объем программы: 1296 часов Срок освоения: 6 лет Программа рассчитана на 6 лет обучения: 1 год обучения: 216 часов в год 2 год обучения: 216 часов в год 3 год обучения: 216 часов в год 4 год обучения: 216 часов в год 5 год обучения: 216 часов в год 6 год обучения: 216 часов в год Особенности организации образовательного процесса Разноуровневая общеразвивающая программа. Программа или еѐ часть может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные, коммуникативные, учебные и творческие способности, на обучение детей с ОВЗ, детей группы риска. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: лекции, семинары, соревнования. Перечень форм подведения итогов: опрос, тестирование, выступление с докладом, контрольные упражнения и задания, зачѐт, соревнования. Цель, задачи программы Цель Программы – формирование удовлетворение их индивидуальных и развитие творческих способностей детей, потребностей нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья, а также организацию их свободного времени. Основные задачи программы: 1. обучающие: - формирование знаний о роли физической культуры и спорта в жизни человека и их место в современном обществе; - формирование устойчивых знаний о безопасном поведении на объектах спорта 4 и на занятиях волейболом; - обучение приѐмам и методам контроля физической нагрузки на самостоятельных занятиях; - способствовать приобретению опыта проектной деятельности обучающихся; - формирование нравственно-этических компетенций обучающихся; - обучение официальным правилам волейбола и основ судейства; -формирование профессиональной ориентации обучающихся; - подготовка обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта; - формирование предпрофессиональных навыков в области физической культуры и спорта с учетом избранного вида спорта. 2. Развивающие: - укрепление здоровья средствами общей физической подготовки, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - повышение функциональных возможностей организма средствами игры в волейбол; - развитие тактических навыков и умений вести игру; - развитие умений ориентироваться в пространстве; - развитие специальных физических качеств для игры в волейбол при помощи комплексов общих физических упражнений; - повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности; - развитие координационных способностей; - развитие психических функций и качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. 3. Воспитательные: - формирование организаторских навыков и умений действовать в коллективе; - воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств; - воспитание устойчивого интереса к занятиям по волейболу; - формирование потребности к ведению здорового образа жизни; - воспитание коммуникативных навыков у обучающихся средствами игры в волейбол; - профилактика асоциального поведения обучающихся; - воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, умение брать на себя инициативу; - воспитание привычки к самостоятельным занятиям по избранному виду спорта (волейбол) в свободное время; - воспитание культуры поведения болельщика; - формирование спортивной мотивации; - повышение уровня психологической подготовки обучающихся. 5 Содержание общеразвивающей программы Учебный план обучения. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 Название раздела, темы 1 год обучения Теоретическая подготовка Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Режим и питание спортсмена. Личная гигиена и закаливание организма. Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований. Общая физическая подготовка Развитие силы Развитие быстроты Развитие выносливости Развитие ловкости Развитие гибкости Техническая подготовка 1 Стойки волейболиста 2 Верхняя передача 3 Нижняя передача 4 Взаимодействия с игроком 3 зоны. 5 Нижняя прямая подача 6 Нижняя и верхняя передача с перемещением по площадке. Тактическая подготовка 1 Нападение 2 темпом 2 Нападение 1 темпом 3 Защитные действия «углом вперед» 4 Защитные действия «углом назад» Тестирование, контрольные испытания Участие в соревнованиях Итого часы 7 1 1 1 2 1 1 57 14 11 13 10 9 80 10 15 15 20 10 10 72 18 15 15 15 1 8 216 Учебный план обучения. 1 2 3 4 5 Название раздела, темы 2 год обучения Теоретическая подготовка Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Режим и питание спортсмена. Личная гигиена и закаливание организма. Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, часы 7 1 1 1 2 1 6 6 1 2 3 4 5 психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований. Общая физическая подготовка Развитие силы Развитие быстроты Развитие выносливости Развитие ловкости Развитие гибкости Техническая подготовка 1 Стойки волейболиста 2 Верхняя передача 3 Нижняя передача 4 Взаимодействия с игроком 3 зоны. 5 Нижняя прямая подача 6 Нижняя и верхняя передача с перемещением по площадке. Тактическая подготовка 1 Нападение 2 темпом 2 Нападение 1 темпом 3 Защитные действия «углом вперед» 4 Защитные действия «углом назад» Тестирование, контрольные испытания Участие в соревнованиях Итого 1 57 14 11 13 10 9 80 10 15 15 20 10 10 72 18 15 15 15 1 8 216 Учебный план обучения. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 Название раздела, темы 3-4 год обучения Теоретическая подготовка Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Режим и питание спортсмена. Личная гигиена и закаливание организма. Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований. Общая физическая подготовка Развитие силы Развитие быстроты Развитие выносливости Развитие ловкости Развитие гибкости Техническая подготовка Стойки волейболиста Верхняя передача Нижняя передача часы 7 1 1 1 2 1 1 57 14 11 13 10 9 80 10 15 15 7 Взаимодействия с игроком 3 зоны. Нижняя прямая подача Нижняя и верхняя передача с перемещением по площадке. Тактическая подготовка 1 Нападение 2 темпом 2 Нападение 1 темпом 3 Защитные действия «углом вперед» 4 Защитные действия «углом назад» Тестирование, контрольные испытания Участие в соревнованиях Итого Учебный план обучения. 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 Название раздела, темы 5-6 год обучения Теоретическая подготовка Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Режим и питание спортсмена. Личная гигиена и закаливание организма. Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований. Общая физическая подготовка Развитие силы Развитие быстроты Развитие выносливости Развитие ловкости Развитие гибкости Техническая подготовка 1 Стойки волейболиста 2 Верхняя передача 3 Нижняя передача 4 Взаимодействия с игроком 3 зоны. 5 Нижняя прямая подача 6 Нижняя и верхняя передача с перемещением по площадке. Тактическая подготовка 1 Нападение 2 темпом 2 Нападение 1 темпом 3 Защитные действия «углом вперед» 4 Защитные действия «углом назад» Тестирование, контрольные испытания Участие в соревнованиях Итого 20 10 10 72 18 15 15 15 1 8 216 часы 7 1 1 1 2 1 1 57 14 11 13 10 9 80 10 15 15 20 10 10 72 18 15 15 15 1 8 216 8 Планируемые результаты После освоения программы по волейболу базового уровня обучающиеся должны знать: - влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; - способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; - гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям; разминкам. правила игры. Уметь: - выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости; - соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований; - выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. - работать с информационными источниками спортивной направленности. Демонстрировать: - технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите; - технику и простейшую тактику игры в волейбол. Результатом освоения образовательной Программы первого года обучения является: 1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта»: - история развития избранного вида спорта; - место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - основы рационального питания; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта. 2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»: - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; - освоение комплексов физических упражнений; - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию. 9 3. В обязательной предметной области «вид спорта»: - овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; - развитие специальных психологических качеств; - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных нагрузок. 4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»: - умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и подвижных игр; - контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке. 5. В вариативной предметной области «специальные навыки»: - умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта. 6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»: - знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта. Результатом освоения образовательной Программы второго года обучения является: 1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта»: - история развития избранного вида спорта; - место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - основы рационального питания; - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта. 2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»: - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; - развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; - освоение комплексов физических упражнений; - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию. 3. В обязательной предметной области «вид спорта»: - овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; - развитие специальных психологических качеств; 10 - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных нагрузок; - приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях. 4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»: - умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и подвижных игр; - контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке. 5. В вариативной предметной области «специальные навыки»: - умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; - развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде. 6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»: - знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке. Результатом освоения образовательной Программы третьего и четвертого годов обучения является: 1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта»: - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта; - основы спортивной подготовки; - основы спортивного питания; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта. 2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»: - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; - развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; - освоение комплексов физических упражнений; - освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником; - самостоятельная работа; 11 - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию. 3. В обязательной предметной области «вид спорта»: - овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; - развитие специальных психологических качеств; - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок; - приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях; - выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта; - умение применять основы атакующих и защитных действий; - умение применять в практической игре обманные движения. 4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»: - умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и подвижных игр; - задания и упражнения из других видов спорта: прыжки, метания мяча; - играть в подвижные игры на ориентировку в пространстве; - контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке. 5. В вариативной предметной области «специальные навыки»: - умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; - развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде; - умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; - умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев. 6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»: - знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; - умение ориентироваться в действиях с партнѐрами; - применение способов самостраховки при неожиданном падении. Результатом освоения образовательной Программы пятого и шестого годов обучения является: 12 1. В обязательной предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта»: - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта; - основы спортивной подготовки; - основы спортивного питания; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта; - федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; - общероссийские антидопинговые правила. 2. В обязательной предметной области «общая физическая подготовка»: - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; - развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; - комплексы упражнений, развивающих физические кондиции волйболистов; - освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником; - самостоятельная работа; - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию; - повышение индивидуального игрового мастерства. 3. В обязательной предметной области «вид спорта»: - овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; - развитие специальных психологических качеств; - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок; - приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях; - выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта; - умение применять основы атакующих и защитных действий; - умение применять в практической игре обманные движения; - обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры. 4. В вариативной предметной области «различные виды спорта и подвижные игры»: - умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; 13 - умение точно и своевременно выполнять задания, правилами избранного вида спорта и подвижных игр; - задания и упражнения из других видов спорта: прыжки, метания мяча; - играть в подвижные игры на ориентировку в пространстве; - упражнения из других видов спорта, формирующие технические навыки волейболиста; - контрольно-тестовые упражнения по общей физической и технической подготовке. 5. В вариативной предметной области «специальные навыки»: - умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; - развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде; - умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; - развитие специальных психологических качеств; - умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев. 6. В вариативной предметной области «спортивное и специальное оборудование»: - знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; - умение ориентироваться в действиях с партнѐрами; - применение способов самостраховки при неожиданном падении. Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище олимпийского резерва, в колледжи или ВУЗы на спортивные факультеты. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 108 3 Количество часов в неделю 6 4 Количество часов 216 5 Недель в 1 полугодии 17 6 Недель во 2 полугодии 19 7 Начало занятий 8 Каникулы 02.09.2023 14 9 Выходные дни 31 декабря- 9 января 10 Окончание учебного года 31.05.2024 Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение Количество Наименование изделий изделий Основное оборудование и инвентарь № п/п 1 Мяч волейбольный 25 2 Конусы для разметки 20 3 Палки гимнастические 20 4 Мяч теннисный 20 Примечания Дополнительное, вспомогательное оборудование и инвентарь 1 Стойки волейбольные 2 2 Сетка волейбольная 1 Контрольно-измерительные, судейские и информационные средства 1 Секундомер 1 2 Табло 1 Кадровое обеспечение - Требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника; Методические материалы Методическая часть программы включает примерные тренировочные планы по основным видам подготовки. Содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий; распределению по годам обучения и в годичном цикле объѐмов тренировочных нагрузок, планированию спортивных результатов; организации и проведению педагогического и медико-биологического контроля. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности обучающихся по предметным областям на всех годах обучения является обязательным разделом образовательной программы. Цель контроля - обеспечить оптимальность воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм обучающихся и своевременность внесения корректив в программу. Основными объектами педагогического контроля являются: - общая посещаемость тренировок; 15 - уровень и динамика спортивных результатов; - участие в соревнованиях; - нормативные требования спортивной квалификации; - теоретические знания. Нормативные характеристики и основные показатели выполнения программных требований: - стабильность состава обучающихся, регулярная посещаемость ими тренировочных занятий; - положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; - уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения уровня освоения программного материала, физической и спортивной подготовленности учащихся. Кадровое обеспечение. Педагогическая деятельность по реализации образовательной программы осуществляется педагогическими работниками и другими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. С учетом специфики некоторых видов спорта предусматривается возможность участия в реализации образовательной программы педагогических работников и других работников, имеющих высшее образование по инженерным и военным специальностям, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки. Требования к результатам освоения программы по предметным областям. Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области теории и методики физической культуры и спорта: - история развития избранного вида спорта; - место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; - основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований 16 и об ответственности за такое противоправное влияние); - основы спортивной подготовки; - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - основы спортивного питания; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; - требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта. в области общей и специальной физической подготовки: - освоение комплексов физических упражнений; - развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий волейболом; - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь). в области избранного вида спорта: - овладение основами техники и тактики в волейболе; - приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях; - повышение уровня функциональной подготовленности; - освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок; - выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по волейболу. в области других видов спорта и подвижных игр: - умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами; - умение развивать профессионально необходимые физические качества в волейболе средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; - навыки сохранения собственной физической формы 17 Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы для педагога 1. Биохимические основы физической работоспособности: учебное пособие / сост. ЛюН. Тюрина. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. - 80 с. 2. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. – Киев: Издательство НУФВСУ «Олимпийская литература», 2005 – 302 с. 3. Волейбол для всех. Учебно-методическое пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2012. – 80 с. 18 4. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с. 5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009 – 200 с. 6. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов – резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования): монография / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2011. – 142 с. 7. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 208 с. 8. Комплексная тренировка связующего игрока: методическое пособие / сост. С.К. Шляпников, А.А. Кривошеин. – Москва, 2011. – 32 с. 9. Любошенко, Т. М. Роль пищевых и биологически активных добавок в системе подготовки спортсменов / Т. М. Любошенко, В. А. Ляпин. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 160 с. 10. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М. ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. 11. Методические рекомендации по подготовке либеро: методическое пособие / сост. Е.В. Фомин, А. Вербов. – Москва, 2011. – 20 с. 12. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение: методические рекомендации / сост. Е.В. Фомин. – Москва, 2011. – 24 с. 13. Попков, В. Н. Эмпирическое исследование в физической культуре и спорте: учеб.пособие / В. Н. Попков. – Омск : изд-во СибГУФК, 2011. – 288 с. 14. Программирование недельного тренировочного микроцикла, с акцентом на атакующие действия игрока первого темпа: методическое пособие / сост. В.М. Алферов – Москва, 2012. – 20 с. 15. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов: методическое пособие / сост. А.В. Суханов, Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. – Москва, 2012. – 24 с. 16. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций): методическое руководство /сост. Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин. – Москва, 2013. – 24 с. 17. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г.Д. Бабушкина, Н.В. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с. 18. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в ДЮСШ: методическое пособие / сост. Н.Ф. Смагина, Е.В. Фомин. – М.: ООО «АВ «Паблишер», 2014. – 36 с. 19. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач (подготовка связующего игрока): методическое пособие / сост. В.О. Романенко, Е.В. Фомин. – Москва, 2012 – 28 с. 20. Степанова, О.Ю Организация этапного контроля за адаптацией спортсменок 9–16 лет 19 к физическим нагрузкам: учебно-методическое пособие / О. Ю. Степанова, Т. Н. Соломка. – Омск: ИздательствоСибГУФК, 2008. – 40 с. 21. Техника игры: методический сборник / сост. Ю.Б. Чесноков. - Москва, 2008. – 47 с. 22. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта: учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 92 с. Литература для обучающихся: 1. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 144 с. 2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с. 3. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990. - 287 с. 4. Бриль М.С.и Современная практика психологической подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1979. - №12. - С. 5-7. 5. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С. Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 6. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989. 7.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт. 1982. Перечень интернет - ресурсов для использования в образовательном процессе. 1. https://www.youtube.com/watch?v=13JT gN4GDRg 2. https://www.youtube.com/watch?v=utzBvIucD28 3. https://www.youtube.com/watch?v=p91YqF9qvio 4. https://www.youtube.com/watch?v=78YbppnFLJY 5. https://www.youtube.com/watch?v=iiEKi pWNpQ 6. https://www.youtube.com/watch?v=qdmVC-43eAM 7. https://www.youtube.com/watch?v=eZcMhRQ8BlQ 8. https://infourok.ru/statya-oborudovanie-i-inventar-na-zanyatiyah-po- voleybolu-3877359.html 9. https://pavdussh.ru/images/DOC/Documents/uchebnaya- programma/predprofessionalnaya/11dopolnitelnaya-predprofessionalnaya- programma-po-voleibolu/sushic/programma.pdf 10. https://dushakrasno.edumsko.ru/uploads/42100/42011/section/997569/Progra 11. http://sporthmrn.ru/wp-content/uploads/Voleibol.pdf 12. http://doc.bkobr.ru/index.php/component/k2/item/2942-dopolnitelnaya- predprofessionalnayaobrazovatelnaya-programma-po-volei 20 21 22